«Есть стимул стремиться выше»: студентка ТГУ о стажировке в Германии

Героиня сегодняшнего интервью – студентка 4-го курса направления подготовки «Лингвистика» («Теория и практика перевода») Тольяттинского государственного университета Анастасия Макотрина. Летом 2016 она заняла первое место на олимпиаде по немецкому языку в Самаре и выиграла грант на обучение в одном из университетов Германии. Она выбрала Кёльнский университет.

Параллельно учёбе Настя преподает немецкий язык в институте Гёте (г. Тольятти) и много времени уделяет совершенствованию своих навыков владения языком. Корреспондент медиахолдинга «Есть talk!» Анастасия Богданова поговорила со студенткой об особенностях учёбы в Кёльнском университете, а также о том, как иностранному студенту найти работу за границей и откуда брать мотивацию для учёбы.

 

 

– Победилав олимпиаде неожиданно, – рассказывает Анастасия. – Олимпиада ведь проводилась по немецкому, а у меня основной иностранный язык – английский. Немецкий только второй, и на момент олимпиады я изучала его чуть больше года. Попробовать силы предложила преподавательница немецкого, и я согласилась.

– Задания были не очень сложными, но у меня была другая проблема, которая возникает почти у всех, кто начинает учить новый язык, – языковой барьер. Говорила я мало и очень стеснялась. На олимпиаде у многих уровень владения языком был очень высоким. Но оказалось, что я себя недооценила: мои навыки высоко оценили, и я заняла первое место.

 

 

Выбор вуза и переезд

После победы перед Настей встал вопрос о том, в какой из университетов Германии поехать. Сделать выбор тоже были непросто.

– Германская служба академических обменов давала грант в виде конкретной суммы, и мне предстояло правильно составить бизнес-план. То есть, например, поехать в университет в Мюнхене я не могла, пришлось бы доплачивать. Выбирая вуз, я очень большое внимание уделяла курсам, которые там будут преподаваться, – вспоминает Анастасия. – Не хотелось заниматься обычной грамматикой, ведь подтянуть её я и сама могу. Поэтому задумавшись о том, что может мне пригодиться после учёбы, я выбрала направление «Экономический немецкий» в Кёльнском университете.

В качестве подтверждения, университет запрашивал эссе, благодаря которому победитель получил грант.

– Меня порадовало то, что не пришлось писать стандартное мотивационное письмо, в котором я бы рассказывала, почему хочу пройти курс именно в их университете. Я очень хотела поехать и поэтому нашла в себе силы для оформления довольно объёмного пакета документов (смеётся).

 

О жизни в Кёльне

– К иностранному университету я довольно быстро адаптировалась. Принимающая сторона очень грамотно организовала знакомство с вузом. Например, нам всем выдали карты, на которых было показано, как добраться до здания, с какой стороны заходить и так далее. А ещё у меня был друг-немец, с которым я переписывалась. Он встретил меня в Кёльне и провёл небольшую экскурсию. Университет также организовал фуршет, на котором собрал всех участников курса, для того чтобы они познакомились друг с другом. Потом нас разделили на группы с учётом результатов теста на знание языка. Я попала в самую сильную.

– И снова я не ожидала, что мой уровень знаний так высоко оценят, – смеётся Настя. – В программу курса входили пары экономического немецкого по три часа четыре раза в неделю. Также можно было выбрать любые из четырёх дополнительных курсов: «География и история», «Грамматика», «Аудирование» и «Экономический немецкий». Я выбрала все.

– Поначалу переживала, что в сильной группе буду отставать, но оказалось, что я очень хорошо вписываюсь. На многих занятиях преподаватели говорили, что я хорошо понимаю тему и рассказываю. На самом деле, если приезжать в этот университет с целью «подтянуть» язык, то будет очень интересно. А я его уже знала, поэтому иногда скучала. Потом даже отказалась от пары курсов.

 

 

– Заметила различие между тем, как ведут себя со студентами преподаватели в Кёльнском университете и в нашем ТГУ. В отличие от преподавателей ТГУ, в Кёльне к студенту относятся более отстраненно. Одна немка рассказала мне, что ей как преподавателю нельзя даже дотронуться до студента. Они уважают личное пространство человека и стараются его не нарушать. Другая преподавательница нас всё время угощала всякими сладостями, более тепло себя вела. На самом деле, это очень сильно зависит от района Германии, из которого приехал человек.

Перед тем, как ехать в университет, я много читала о городе. Так я узнала, что Кёльн – один из крупнейших экономических и культурных центров страны, здесь всегда много иностранцев. Отчасти поэтому сами немцы воспринимают его не как часть Германии, он гораздо более дружелюбный. Поэтому и преподаватели, которые живут здесь, более открытые.

– С жильём у меня тоже проблем не возникло, – вспоминает Анастасия. – Университет предоставил нам двухэтажные коттеджи. На каждом этаже было как бы по две небольшие квартиры. Мы жили по четыре человека в квартире. Жильё я оплатила из гранта как и проездной. Мне понравилась их организация метро: очень точное расписание и понятные указатели. И ещё очень удивила цена на продукты: они очень дешёвые, дешевле, чем у нас. На проездной в Кёльне я потратила столько же, сколько на проезд здесь, в Тольятти.

Я ездила летом, поэтому из одежды взяла с собой шорты, футболки. Тёплых вещей почти не брала, думала, летом там тепло. Как же я ошибалась! – смеётся девушка. – Там было около 14 градусов, и я сильно мёрзла.

 

 

Досуг и работа для студента

Культурная жизнь в Кёльне очень насыщенная: здесь множество музеев, баров, на улицах часто проходят мероприятия.

– Местные студенты – да и вообще горожане – начинают отдыхать примерно с вечера четверга. Как мне объяснил местный студент, у них это своего рода традиция: в будни они сильно выкладываются на работе и учёбе, и в выходные все должны отдохнуть, чтобы к началу следующей недели быть бодрыми. Все ходят по клубам, отдыхают. Даже магазины в воскресенье не работают. Приходилось с субботы закупать продукты.

Что ещё меня удивило, так это то, как они ездят на эскалаторах: все неподвижно стоят справа и левую сторону оставляют свободной для тех, кто торопится и шагает по ней. Меня так несколько раз попросили подвинуться и освободить дорогу. А ещё есть очень интересная особенность расписания университета – его можно подстроить под себя с самого первого курса. То есть существует основной набросок расписания, а все пары студент Кёльнского университета ставит сам так, как ему удобно. Так удобнее найти работу.

– Да, да, – подчёркивает Настя. – Студент может совмещать учёбу и работу. Я, например, сейчас работаю учителем немецкого в институте Гёте, и мне не очень удобно ставить занятия из-за пар. Когда я в Кёльне про это рассказывала, одногруппники удивлялись, почему я не могу изменить своё расписание. Один парень из моей группы в Кёльне рассказал, что уже со второго курса свободно работал, сменил несколько мест и неплохо зарабатывает. Говорит, найти работу несложно даже иностранцу.

 

 

О мотивации

– Самое главное, что я вынесла для себя из поездки, – мысль о том, что если у тебя есть цель и ты хочешь её достичь, то обязательно достигнешь. Я всегда придерживалась её, у меня была цель поехать учиться за границу – и я поехала. У студентов в Кёльне них есть принцип: хочешь учиться – учись, не хочешь – никто не заставляет. Те, кто погружён в учёбу, просиживают часы за домашними работами в библиотеке даже на каникулах.

Ты просто должен заниматься тем, в чём хочешь продвинуться, тогда появится и желание двигаться дальше, появится прогресс, – рассуждает героиня. – Очень большую мотивацию получила от того, что они понимают учёбу не как четыре года, проведённые на факультете, а как то, чем следует заниматься всю жизнь. И нестрашно, если ты пропустишь год после школы, чтобы подумать, или проучишься на одном направлении не до конца.

После поездки я только сильнее утвердилась в своём желании продолжать учёбу. И скорее всего – в Германии.

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей