Искусство совмещать несовместимое. Музыкант Сергей Аллахвердов – об освобождении от рутины, хлебе насущном и горах как источнике вдохновения

Талантливый перкуссионист, участник коллективов, которые завоёвывают сердца публики... Концерты его групп привлекают тысячи людей по всей России, а клипы собирают десятки тысяч просмотров в Сети. Музыка для Сергея Аллахвердова – не только страсть, но и источник дохода, который позволяет ему полностью посвящать себя искусству. Как же пересесть с офисного кресла на деку кахона? И так ли это легко?

Знакомство с музыкой

– Сергей, каким было ваше первое знакомство с музыкальным инструментом?

– Наверное, мне было года три. Дед привёз из командировки игрушечный саксофон. А дома всегда стояло фортепиано. Сколько себя помню, в доме всегда было что-то музыкальное. В 1993-м поступил в музыкальную школу. Когда мама спросила, в какую школу я хочу пойти – в обычную или музыкальную, выбрал музыкальную школу, не зная, что буду ходить сразу в обе (улыбается). Просто в моём представлении обычная школа – это синие парты, унылые стены. А вот музыкальную школу я представлял себе как огромный бесконечный зал, полный различных музыкальных инструментов. Поэтому её и выбрал. Поступив, начал заниматься с педагогом по музыке Татьяной Гертрудовной Малаховой. Всё было замечательно, пока я был под её руководством.

– Что она вам дала?

– Нечто особенное – желание заниматься. Для меня учитель – это тот, кто способен вдохновить заниматься. Он открывает новые грани и делает занятия интересными. Когда тебе хочется изучать новое, это приносит удовольствие, ты вкладываешь в это своё время и энергию. Но потом она ушла из школы по семейным обстоятельствам, и я получил замечательного, талантливого учителя Ирину Николаевну Супруненко. Я продолжал ходить на занятия, но прежнего желания уже не было. Пропала искра. Было прекрасное отношение к новому педагогу, которого я очень люблю, но заниматься не хотелось вообще. Успеваемость упала, всё начало идти наперекосяк. Если нет желания, то и получается всё из-под палки.

Новая глава

– Я заметил, что обычно те, кто учится в музыкальной школе, потом бросают занятия музыкой. У вас наоборот. Почему так?

– Если вдуматься, то после школы я не пошёл дальше. Меня «запинывали» в училище, в консерваторию. Но я принял решение сказать нет и пошёл по другому пути. Я захотел просто жить и не уделять учёбе всё своё время. Двенадцать лет работал в сфере торговли, занимая руководящую должность, и продавал альпинистское снаряжение. В свободное время занимался горным туризмом и альпинизмом. Музыка была постепенно вытеснена из моей жизни. Однако, когда наступил первый год пандемии [ковида], стал меньше времени уделять работе и больше внимания – музыке. И в течение того тяжёлого года всё сложилось так, что я решил закончить эту «главу» и полностью отдать себя музыке. И я попрощался с компанией, где работал так долго. Было прекрасно чувствовать освобождение от рутины.

– Как вы коммерциализируете свой проект?

– Про хлеб насущный думать просто приходится. У меня есть обязательства по отношению к своей семье, к детям, которые зависят от меня, поэтому необходимо находить баланс между творчеством и коммерциализацией проекта. Есть ситуации, когда нам предлагают бесплатные выступления или заказы, связанные с «высоковибрационной» (сейчас так модно говорить) музыкой и «духовными» темами. Написали однажды в туре, что вот вы поёте про родовые устои, про Русь, вы должны бесплатно всё это делать... Мы же не против! Музыка – она безоплатна. Я не плачу за то, чтобы эта музыка у меня сочинилась. Она в пространстве уже есть, её просто надо «упаковать», выбрать определённый спектр звуков. Бывает, музыка и слова появляются синхронно. Бывает, отдельно музыка пришла, потом слова. Бывает с середины – родилась фраза, строчка припева, и она расширяется до полной песни. Я не плачу за это. Соответственно, музыку я отдаю всегда в дар. Но нужно учитывать реальность бытовой жизни музыканта. Нужно покупать билеты на самолёт или поезд, оплачивать бензин, обеспечивать себя едой, другими жизненными нуждами. Необходимо заботиться о технической стороне – оборудовании, микрофонах и прочем. Это также требует финансовых затрат. Когда я посещаю концерты других музыкантов, понимаю, что оплата за билеты идёт не только на музыку, но и на поддержание концертных залов и оплату труда различных специалистов, включая звукорежиссёров, светооператоров, гардеробщиков. Поэтому коммерческие заказы зачастую получают приоритет.

Сергей Аллахвердов мастерски освоил игру на африканском барабане джембе и испанском кахоне. У него есть коллекция из десятков ударных, многие из них выполнены на заказ. Среди них разборный кахон, который обеспечивает мобильность в музыкальных турах. Ценным экземпляром коллекции является барабан, привезённый из Ганы. Помимо ударных Сергей играет на гитаре и создаёт сольные композиции, выражающие его индивидуальный стиль. Найти их можно в том числе и на крупных музыкальных онлайн-платформах.

«Иногда думаю: „Лучше бы играл на флейте“»

– Как у вас проходят музыкальные туры?

– Концертные туры для музыкантов – отдельная фаза жизни. Во время туров музыкант всегда находится в состоянии готовности, мобильности. Концерты могут проходить каждый день или через день. Отыграл концерт, садишься в машину или в поезд, приезжаешь и играешь следующий концерт. Бывают передышки в два-три дня. В такие моменты время замирает на время (улыбается). За тур музыкант успевает побывать в нескольких городах. За два месяца [реально] посетить от двадцати пяти до тридцати городов. Физически это очень тяжело, особенно с учётом перевозки инструментов. Багаж с инструментами может быть очень тяжёлым, неудобным. Иногда возникают мысли, как было бы хорошо, если бы играл на лёгком инструменте, например на флейте.

– Как найти своё звучание? Свой звук, приёмы, фишки...

– Каждый музыкант, играющий много, развивает свои любимые приёмы, создаёт собственное звучание. У группы «АураМира» музыка является авторской и имеет свой особый стиль. Жанр трудно определить точно, но можно сказать, что это авторская музыка на фолковом звучании, с использованием живых инструментов (гитара, скрипка, флейта и кахон). Вокалист также использует определённую технику исполнения. Песни этой группы вдохновлены древней ведической и славянской культурой, напоминают былинные мотивы. Есть своя аудитория, которая ценит их красоту и глубинный смысл.

Группа «ЛЕТО ЛУНА»

В группе «ЛЕТО ЛУНА» хорошая эстрадная музыка, со своим фирменным звуком. Изюминку даёт наличие гуслей. В «ЛЕТО ЛУНА» я могу смешивать прямые современные и африканские ритмы. Мне нравится в музыке искусство совмещать то, что кажется несовместимым. Это позволяет создать интересный и смелый звук, особенно в некоторых композициях. «ЛЕТО ЛУНА» – один из лучших коллективов, которые я слушал в Самарской области. Их самобытное звучание очаровывает.

– Как вам удаётся совмещать работу в двух коллективах?

– Удаётся... Группа «АураМира» – это сборный коллектив из музыкантов, проживающих в разных городах: Дзержинск, Севастополь, Тольятти, Самара. Мы собираемся вместе для выступлений и гастролей. Когда поступает заказ на концерт, мы организовываем встречу. У нас уже есть определённая сыгранность, каждый знает свои партии, у кого-то записаны ноты. Это позволяет быстро освежить мелодию в памяти. Мы проводим репетицию программы, и всё идёт хорошо. При записи альбомов мы работаем удалённо. Например, фронтмен записывает гитару и вокал, затем это отправляется мне. Я записываю ритм-секцию, после чего добавляются остальные инструменты. Мы внимательно слушаем результаты и вносим свои корректировки.

С коллективом «ЛЕТО ЛУНА» намного проще, потому что мы живём в одном городе, можем собраться и спокойно провести репетицию. Автор музыки Елена Хорошевская – очень творческая личность. Иногда у группы возникают неожиданные идеи, на реализацию которых мы можем тратить много времени. Нет особых сложностей... Главное, чтобы концерты групп не пересекались.

Группа «АураМира»

«Горы – это место чудес»

– Вы не только играете в группах, но ещё и как сольный музыкант исполняете авторские баллады. Как вы думаете, каков он – ценитель этого жанра сегодня?

– Жанр музыки – сейчас это весьма расплывчатое, несущественное определение. А ценность музыки индивидуальна для каждого человека. Я не возьмусь решать, что ценно, а что нет. Если кто-то говорит вам, что одна вещь ценна, а другая – нет, задумайтесь, почему кто-то принимает такое решение вместо вас? Каждый слушатель сам определяет ценность музыки для себя. Я случайно обнаружил, что для некоторых мои песни о любви или о конкретных людях имеют особую значимость. Хотя для меня эти песни могут быть необязательно о людях или даже не о людях вообще. Каждый видит свои образы, разбирает мои тексты по-своему. Некоторые песни могут быть действительно адресованы конкретному человеку, а другие через эту «адресацию» представляют собирательный образ или «жизненный путь». Мы можем только догадываться, о чём иной раз поёт музыкант.

 Сколько лет вы занимаетесь горным туризмом и почему не оставляете это дело?

– Я начал заниматься горным туризмом после школы, в девятнадцать-двадцать лет, вдохновлённый друзьями, которые уже состояли в турклубе. С ними начал двигаться по нашим широтам, отправлялся в походы выходного дня по Самарской Луке. Потом пошли высокие горы – Саяны, Кавказ, Урал. Я даже разработал свой трёхдневный маршрут по Южному Уралу и водил по нему людей. Он, кстати, получил местечковую номинацию как лучший туристический маршрут.

Я настоятельно рекомендую всем ходить в горы и вообще находиться на природе. Мы, городские жители, недооцениваем важность этого. Просто смотреть, слушать, вдыхать свежий воздух – всё это питает нас, приносит удовольствие. Наслаждение закатом на Волге, пением птиц, шелестом листьев насыщает нас. Мы не просто неподвижные объекты, мы способны изменяться. Перед концертом мы настраиваем музыкальные инструменты, чтобы они звучали гармонично, ведь никому не нравится, когда они звучат фальшиво. Так и настроение мы можем настраивать, как инструмент. Музыка, красивые пейзажи, эмоциональные фильмы, хорошая еда – всё это влияет на нас.

Кавказ, Архыз

– То есть, можно сказать, горы, природа в целом для вас – источник вдохновения?

– Песни пишутся по-разному. У каждой местности своя энергетика, своя атмосфера. Она задевает в нас некие струнки. Это не воспоминания, а скорее ощущения. Ты начинаешь понимать, какой образ в тебе это [окружение] вдруг раскрыло. Если совсем просто – любые путешествия вдохновляют. Смена обстановки – это не только новые нейронные связи.

Недавно пересматривал один из моих любимых фильмов «Звёздные войны», тот момент, где магистр Йода говорит Люку Скайуокеру, что «создания света мы, не материи грубой». Я убеждён, мы созданы из энергии. Когда мы находимся в природной среде, на нас действуют вибрации энергии этой среды. Когда мы перемещаемся в другие условия, на нас действуют другие вибрации, которые раскрывают в нас что-то созвучное, то, что в нас отзывается. В итоге возникает вдохновение на определённую музыку. Внутри нас уже есть какой-то образ, и это место помогает ему раскрыться. Это не значит, что вот пришёл, посмотрел на звёзды – и всё, буду петь об этих красивых звёздах. Но походы в горы дают возможность наполниться новой энергией, новой силой, потому что горы – это место чудес.

В материале использованы фотографии из личного архива Сергея Аллахвердова

Просмотров: 3702
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей