ЕГЭ без страха и стресса. Преподаватель Мария Абрамова – о подготовке к экзаменам

Исследование, которое в прошлом году провела крупная российская онлайн-школа для детей и подростков, показало неутешительную статистику: 57 % школьников испытывают сильный стресс от предстоящего ЕГЭ. Единый госэкзамен для них ассоциируется не с финалом учёбы и поступлением в вуз, а скорее с неодолимыми страхами и серьёзным социальным давлением. В преддверии основной волны ЕГЭ корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Нина Шумилина пообщалась со специалистом, который считает, что отлично сдать единый госэкзамен без лишних нервов – вполне решаемая задачка. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинского государственного университета (ТГУ), руководитель образовательной студии, арт-практик Мария Абрамова готовит школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В своей работе она часто использует необычные, но очень эффективные методы.

– Вы предлагаете своим ученикам сдать ОГЭ и ЕГЭ «без страха и стресса». Как вы начали готовить школьников к экзаменам?

– Всё произошло случайно. Мне самой пришлось сдавать ЕГЭ по английскому языку. А когда я училась на третьем курсе университета, знакомые мне предложили позаниматься с их дочерью. Девочка училась в десятом классе и решила сдавать экзамен по английскому. Мы занимались два года. Сдала она на хорошую четвёрку, учитывая изначально низкий уровень. ЕГЭ как формат экзамена, включающего в себя выпускной экзамен в школе и вступительные экзамены в вуз, представляет собой очень большую ответственность и часто вызывает стресс. Подросток, которому пятнадцать-семнадцать лет, оказывается в ситуации с крайне завышенными ожиданиями как со стороны учителей и родителей, так и со стороны своих собственных ожиданий. Он испытывает страх и сомнения: «Смогу ли я вообще сдать этот экзамен? Получится ли у меня?» Я сама, пережив этот нелёгкий путь, поняла, что хочу помогать проживать этот период комфортно и другим людям тоже.

– Как вам кажется, ваша работа ближе к профессии психолога или всё же репетитора?

– По основному образованию я лингвист, преподаватель английского и французского языков. Я не профессиональный психолог. Так получилось, что возникла потребность в реализации себя ещё и в деятельности репетитора. Мне стали звонить люди, знакомые моих знакомых, кто-то обо мне слышал, кто-то меня рекомендовал. Так я начала реализовывать себя ещё и как репетитор параллельно с преподаванием в вузе. Моя работа в качестве репетитора напоминает скорее работу тренера, который готовит подопечных к Олимпийским играм. Моя цель не только в передаче знаний по предмету, но и в совместной разработке индивидуальной стратегии сдачи экзамена с учеником.

Какие стратегии и методы вы используете, чтобы помочь детям справиться со стрессом перед экзаменами?

– В работе с каждым учеником я стремлюсь к строго индивидуальному подходу. Методы, которые могут сработать для одного, не обязательно будут эффективны для другого, и это нормально, ведь мы все разные. Я не буду раскрывать все свои секреты, но могу сказать, что активное использование творчества и арт-терапии в подготовке к экзаменам – моя страсть. Творческие элементы помогают разгрузить ум и улучшить запоминание. Я предлагаю различные задания, например рисование. Некоторые могут быть скептически настроены, но инструмент этот действительно рабочий. Ещё один метод, который я использую в своей практике, – ароматерапия. Я дипломированный консультант-ароматерапевт, и этот путь был для меня долгим и увлекательным. Могу проводить диагностику настроения с помощью натуральных эфирных масел. Это позволяет мне видеть, какие эмоции заблокированы у подростка или взрослого и какие эмоции нуждаются в выходе. Исходя из этих данных, я могу давать рекомендации, например, по увеличению физической активности. У подростков она часто снижена, поэтому я могу посоветовать больше гулять перед сном или отправиться в лес и просто прокричаться.

– Эти методы можно использовать и в обычной жизни, не только в период экзаменов?

– Ароматерапия и арт-терапия – весьма полезные инструменты в повседневной жизни, учитывая постоянное присутствие стрессовых ситуаций. Рисование и взаимодействие с ароматами могут приносить удовольствие и помогать расслабиться. Освежать воздух ароматами в доме, на рабочем месте и в других пространствах также может оказаться благоприятным для общего самочувствия.

– Как вы помогаете детям развивать навыки самоконтроля и уверенности в себе во время экзаменов?

– На занятиях я всегда выделяю время для поддержки и беседы. Важно быть готовым выслушать ученика, особенно когда у него возникают проблемы или он чувствует себя измученным после школы. Психологическая поддержка играет ключевую роль: когда подросток видит, что его слушают, что его состоянием интересуются, он начинает открываться. Это помогает повысить уверенность в себе и мотивацию к действиям. Что касается самоконтроля, здесь каждый случай индивидуален. Необходимо оценить готовность ребёнка к выполнению заданий и к ответственности за свои действия. Если ученик готов вложить усилия, я буду поддерживать его всеми возможными способами. Но если нет, то я не могу заставить его. В день экзамена я всегда советую глубоко дышать, пить воду – это помогает успокоиться и поддерживать энергию. Иногда я шучу с учеником, чтобы снять напряжение и поддержать его настроение: «Уже никуда не денешься с этой подводной лодки, сиди и выполняй».

– Какие советы вы даёте родителям, чтобы они могли помочь детям справиться с экзаменационным стрессом?

– Один из важных советов – безусловная любовь к вашему подростку. Независимо от того, какие результаты он получит на экзамене, ему нужно понимать, что вы всегда будете его поддерживать и любить. Не нужно искать виноватого, будь то репетитор, собственные неудачи подростка или его волнение. Родители должны быть надёжной опорой, чтобы помочь подростку чувствовать себя уверенно в жизни. В этот период стоит уделять больше времени активным прогулкам, отдыху на природе, даже на даче. Важно, чтобы ваш ребёнок дышал свежим воздухом, так как это очень важно для его здоровья. Также следите за его питанием. Организм подростка – это сложная система. Хорошее, качественное питание с витаминами и микроэлементами особенно важно в этот непростой период.

– Если у школьника нет возможности получить консультацию, как ему помочь самому себе в домашних условиях?

– Важно помнить о существующих службах доверия, куда можно обратиться за поддержкой. Общение с профессиональными психологами на бесплатных горячих линиях может оказаться полезным для подростка в подобной ситуации. Рекомендация от себя – что-то рисовать в блокноте. Это способ разгрузить мысли. Необходимо употреблять достаточное количество воды. Я часто повторяю этот совет, но он является золотым стандартом здоровья, вода способствует правильной работе всего организма. Важно также обеспечивать себя достаточным количеством сна.

– Чем отличается экзаменационный стресс от обычного?

– Ответ прост – различий нет!

Работаете ли вы с детьми уже после завершения всех экзаменов?

– Да, но уже в формате бесплатной консультации. Мы разбираем ошибки, которые допустил ребёнок, разбираем, что получилось, что не получилось. Беседа обязательна. Очень важно поддержать ученика и в этот момент. После сдачи всех экзаменов мы работаем и дальше, если есть потребность в изучении иностранного языка.

– Раскройте секрет. Как вы успеваете совмещать всё: личную жизнь, работу в вузе, репетиторство?

– Взаимодействие с подростками – моя жизненная миссия. Я готова посвятить себя этому, потому что это приносит мне огромное удовольствие. Мне действительно удаётся помочь подросткам раскрыть свой потенциал. Я вижу их горящие глаза и результат нашей совместной работы. Это для меня настоящее достижение. Я рада видеть, как они преуспевают и не впадают в депрессию. Работа с подростками придаёт мне силы и мотивации, чтобы продолжать развиваться, совершенствоваться и, конечно же, совмещать все сферы своей жизни, так как я не только репетитор и преподаватель, но ещё и мама двоих детей.

В материале использованы фотографии из личного архива Марии Абрамовой

Просмотров: 1850
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей