Разрушая стереотипы. Студентки института физкультуры и спорта ТГУ разработали авторскую методику занятий волейболом сидя
17 Декабря 2019

Они носят исключительно спортивки, не выходят из спортзалов и всё свободное время готовятся к соревнованиям. Такими, наверное, видит обыватель студентов института физической культуры и спорта (ИФКиС) опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Непросто представить их сидящими на лекциях, а занимающимися наукой – ещё сложнее. Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Ольга Рыжова обратилась на кафедру «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм» ТГУ, чтобы подтвердить или разрушить сложившиеся стереотипы.

– Все подобные стереотипы – надуманные. Они не имеют под собой реальных оснований, – уверен Виктор Горелик, доцент кафедры «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм». – Не отрицаю, что у студентов ИФКиС в приоритете спортивная деятельность и выступления на соревнованиях. Но в то же время ребят интересует и научная деятельность. Победы в спорте мотивируют их к достижению результатов в других сферах, в том числе и научной.

Виктор Горелик посоветовал пообщаться с победителями грантового конкурса на финансирование научных студенческих проектов ТГУ, магистрантами 2-го курса, обучающимися по программе «Здоровьеформирующие технологии» ИФКиС, Елизаветой Луньковой и Яной Голубевой.

Яна Голубева учёбу в ТГУ совмещает с обучением в Тольяттинском медицинском колледже по специальности «Лечебное дело». Наукой начала заниматься год назад.

В магистратуре, в отличие от бакалавриата, занятия наукой обязательны. За время обучения мы выступали с докладами на научных конференциях не только в ТГУ, но и в университетах Челябинска и Казани, – рассказывает она. Сейчас Яна работает над магистерской диссертацией «Оптимизация функционального состояния у разных половозрастных групп в возрасте 13-15 лет посредством фитнес-технологий». Речь в ней идёт о том, как минимизировать нагрузку на школьников с помощью физической культуры.

Ни для кого не секрет, что наша школьная программа имеет много негативных факторов, которые вызывают заболевания. Самые распространённые из них: сколиоз, миопия, заболевания желудочно-кишечного тракта, неврозы. Их особенность в том, что все они, в основном, возникают в период обучения в школе, а в будущем практически не поддаются коррекции. Моя научная работа направлена на профилактику этих заболеваний с помощью фитнес-технологий. Апробация будет проходить на внеурочных занятиях в школе № 31 в конце 2019 года, – рассказала Яна.

Елизавета Лунькова в 2018 году заочно закончила бакалавриат по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Научная деятельность Елизаветы началась на 5-м курсе университета, именно тогда она определилась с темой исследования.

Меня привлекла тема физической культуры для инвалидов и ампутантов, рассказывает Елизавета. – Виктор Владимирович [Горелик] помог уточнить направление исследования волейбол сидя для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА). Тогда же, кстати, возникла идея подать заявку на грант, но времени и сил не хватило нужно было писать бакалаврскую работу. А когда поступила в магистратуру, сразу начала работать над заявкой вместе с Яной Голубевой.

Объединив усилия и свой интерес к науке, девушки вместе с Виктором Гореликом серьёзно занялись разработкой гранта. «Волейбол сидя как фактор совершенствования двигательных способностей и социальной адаптации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата» – так называется научная работа Елизаветы Луньковой и Яны Голубевой.

Грант «вынашивали» где-то полтора года, но когда выиграли, всё равно удивились, что при такой конкуренции заняли не последнее место. Опереди нас «технари» – у них проекты априори сильнее, вспоминает Елизавета.

Проектам-победителям на реализацию идеи вуз выделяет стартовый капитал в размере 35 тысяч рублей. Директор ИФКиС Валентина Балашова поддержала Елизавету и Яну в их научных начинаниях и добавила ещё 10 тысяч рублей.

Мы купили специальные стойки для занятий волейболом сидя, сетки, мячи. Всё оборудование, конечно, осталось в институте. На протяжении месяца мы работали со студентами с ограниченными возможностями, рассказывает Елизавета.

Гипотеза исследования: применение авторской методики при занятиях волейболом сидя у лиц с нарушением ОДА совершенствуются двигательные способности, а также растет уровень технической подготовленности.

Первый этап реализации проекта начался в сентябре 2018 года.

Сначала мы определились с группой людей с нарушением ОДА, не имеющих противопоказаний для занятий. Основывались на анализах медицинских карт и рекомендаций врача. Перед проведением второго этапа педагогического эксперимента мы организовали первоначальное тестирование, которое разработали сами. Оно позволило дать оценку двигательных способностей экспериментальной и контрольной групп.

Самым сложным оказалось найти людей, соответствующих критериям отбора.

Мы долго искали участников, и помощь пришла откуда не ждали. В Тольяттинском социально-экономическом колледже есть ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Мы договорились с заведующей центра, и она дала добро, вспоминает Елизавета Лунькова.

Вторым этапом работы стал педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент – это научно обоснованная и логично выстроенная организация образовательной деятельности, целью которой является поиск новых педагогических подходов знаний, подтверждения (опровержения) выдвинутых для проверки научных гипотез.

В эксперименте участвовали две группы учащихся: контрольная и экспериментальная, по 6 человек с нарушением ОДА в каждой. Все участники – в возрасте от 20 до 50 лет. Обе группы имели одинаковый уровень функциональной подготовленности. С контрольной группой занимались по «стихийным» методикам, которые нашли в интернете. С экспериментальной – по авторской методике, которую разработали сами.

На третьем этапе работы девушки провели повторное тестирование, определяя влияние волейбола сидя на развитие двигательных способностей и технической подготовленности людей с нарушением ОДА. И, наконец, математически обработали и проинтерпретировали данные исследования.

Волейбол сидя появился в 1956 году в Нидерландах и был разработан Таммо ван дер Схером и Антоном Алберсом как игра, сочетающая в себе правила ситбола, волейбола и фистбола, распространённых в скандинавских странах. Данный вид спорта предназначен для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Новый этап в развитии волейбола сидя начался после того, как его включили в программу паралимпийских соревнований. В Российской Федерации волейбол сидя начал развиваться с конца 80-х годов прошлого века, а соревнования по нему стали проводиться с 1989 года.

Занятия проводились в сентябре 2019 года в спортивном зале ТГУ. Тогда девушки впервые столкнулись с тем, что при внедрении теории в практику возникают проблемы.

У нас были случаи недопонимания. Например, мы сказали участникам эксперимента, что отрывать ягодицы от пола нельзя. И во время игры, когда ребятам нужно было ловить мяч, они не понимали, что делать и не двигались. Это было наше упущение. По правилам, их можно отрывать, но не в момент, когда у тебя в руках мяч, – рассказывают девушки.

Людям с нарушениями ОДА сложно удерживать равновесие и передвигаться только за счёт рук. Эксперимент показал, что за месяц тренировок по авторской методике у участников улучшились пространственно-временные характеристики, то есть цель – развитие двигательных качеств – была достигнута. В дальнейшем Яна и Лиза планируют популяризовать волейбол сидя в Тольятти – сначала в учебных организациях, а затем и в спортивных секциях города.

Сейчас Елизавета Лунькова и Яна Голубева работают над научной статьей «Современные фитнес-технологии в экологически неблагоприятных районах страны». Они планируют опубликовать её в зарубежном журнале библиографической и реферативной базы данных Scopus.

Нужно сказать, что проект Елизаветы Луньковой и Яны Голубевой не единственный пример активного участия студентов ИФКиС в научно-исследовательской деятельности. Так, в 2016 году магистрант Артём Залалетдинов занял 2-е место на молодёжном форуме «iВолга» и получил 200 тысяч рублей на реализацию проекта «Доступный футбольный фристайл». Два года подряд студенты-физкультурники становились победителями научных боёв Stand-up Science, которые проводятся в ТГУ с 2014 года. В целом же молодые учёные ИФКиС, как и полагается студентам, обязательно проводят исследования и пишут научные статьи для публикации в российских научных изданиях, входящих в списки ВАК и базу РИНЦ, а также в международные базы данных, в частности Scopus.

Просмотров: 132
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей