«Шансами не разбрасываются». Экс-редактор университетской газеты Дарья Круглова – о том, как совмещать учёбу с работой

В студенческие годы времени обычно едва хватает на учёбу. О работе и говорить не приходится. Впрочем, если сильно захотеть, то можно совмещать и подготовку к занятиям, и работу. Яркий пример человека, которому это успешно удалось, – Дарья Круглова, выпускница опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Обучаясь на журфаке, она параллельно работала редактором университетской газеты. О том, можно ли (и главное – нужно ли) всё успевать в студенческие годы, с Дарьей поговорил корреспондент медиахолдинга «Есть talk!» Максим Оленев.

– Почему ты решила пойти учиться именно на журналиста и именно в ТГУ?

– В старших классах меня стали интересовать социальные науки, обществознание, история, русский язык, литература. Я понимала, что мне хочется пользу какую-то приносить, работать с людьми, с языком. В итоге, соединив «язык» – «люди» – «польза», я вывела профессию под названием «журналистика». Посмотрела, кто в Тольятти обучает этому, выбрала ТГУ, ибо с ТГУ я всё смогу! (смеётся).

Я посмотрела и МГУшные программы: многие предметы и даже учебники – те же, что и в программах ТГУ. Родители не гнали меня из города, сказали, что я уже девочка взрослая и должна принимать решение сама. И с высоты своих 17-ти лет я решила, что лучше ТГУ я придумать ничего не могу, это выгоднее для семьи, я буду к ней ближе, учебники всё равно те же самые. Так зачем платить больше?

– Ты пришла на творческий конкурс. Какое задание досталось?

– Нам дали три темы для эссе. Я выбрала тему «Почему журналистику называют четвёртой властью?». И рассказала о том, что она может... ну, я уже тогда понимала, что она не так уж много и может сегодня, как могла когда-то, и мы начали её называть «четвёртой властью», потому что когда-то она... могла (смеётся). Об этом я с критическим подходом и написала – влияние журналистики ослабло, в сравнении с советским временем, например.

– Что подумала про само творческое задание?

– В тот момент я подумала, что это абсолютно адекватное задание. Кафедре хочется понимать, насколько человек способен мыслить.

– Не пожалела о том, что пошла на журналистику?

Не пожалела. Я бы не познакомилась с преподавателями ТГУ и не узнала бы то, что они хотели дать. В том числе несколько программ, которых нет даже в МГУ. Основополагающие знания, системные знания, помогающие мне в мире журналистики и вообще в жизни. Я говорю о Чевозёровой Галине Владимировне, Ивановой Людмиле Викторовне... Разумеется, обо всей телевизионной «рати»: Евдокимовой Ирине Николаевне, Гапеевой Любови Константиновне, Косове Андрее Алексеевиче. Они дали представления не только о том, как надо писать, но и о том, как надо жить, оценивать поступки людей, как фильмы смотреть, читать новости... Я много узнала о критическом мышлении. Как только навыки были развиты, я сразу стала использовать их в практике.

– ...Например, в университетской газете «Speechka»? (Газета «Speechka» издаётся Молодёжным медиахолдингом «Есть talk!» Тольяттинского государственного университета. – Прим. авт.)

– Да, именно там. Сначала я писала какие-то разовые тексты, вроде новостных заметок. Но каждый редактор всегда нуждается в людях, которые будут работать регулярно. Каждую газету нужно заполнять хотя бы на 50 % постоянными рубриками, точно готовыми. Всё остальное – новостные тексты. Чем больше регулярных рубрик, тем легче работается. И Надя Фролова (редактор газеты «Speechka» в 2008–2010 гг. – Прим. авт.), увидев, что я готова много писать, сказала: «А давай мы тебе какую-нибудь рубрику сделаем?». Вот в итоге мы и пришли к колонке «Небезразлично». Я писала один раз в неделю 2 000 знаков о своих маленьких гражданских идеях...

По сути, «Небезразлично» – это уже не самый простой аналитический жанр... Суть колонки – взять что-то общеизвестное, добавить к этому новое и высказать какую-то оригинальную мысль, либо раскрыть читателю глаза, либо призвать к изменению ситуации. Больше ответственности за свои слова и больше интересного – это было здорово!

К четвёртому курсу я начала работать на двух работах одновременно. Так получилось, что после третьего курса мне предложили работу в «Тольяттинской филармонии». Ну как предложили... Наталья Степановна Ярыгина (на тот момент – начальник управления по связям с общественностью и средствам массовой информации ТГУ; сегодня возглавляет управление корпоративных рекламно-имиджевых проектов ТГУ. – Прим. ред.) сообщила мне, что туда требуется человек. И одновременно после третьего курса я становлюсь редактором. Как бы ответственность дай б-же: и там, и там успевать! И ладно «Спичка» – тут свои люди – сочтёмся. А в «Филармонии» вообще все были сторонние. Но я подумала, что шансами не разбрасываются: если у меня есть возможность много чего практиковать, то, значит, буду много практиковать. Тогда я ещё играла в музыкальном коллективе, и мы ездили на всероссийские студвёсны и на другие всевозможные студвёсны, играли на всех праздниках – похоронах – днях рождениях. И я понимала, что если не сейчас мне всем этим заниматься и пробовать себя на разных видах работы, то когда?.. Поэтому я кинулась с головой во все эти нагрузки. Правда, через полгода мои силы начали иссякать. Из «Филармонии» я ушла, осталась только в «Спичке». Что касается ответственности – я понимала, что не смогу не сделать. Я всегда всё делаю. Не боялась, что кого-то подведу, знала, что у меня всё получится. Если получилось у Нади Фроловой – почему не получится у меня?

– Удалось что-то поменять в газете? Или весь редакторский удел был в том, чтобы следить за своевременным наполнением номеров и их выходом в печать?

– Я даже больше скажу! Я делала диплом о преобразовании «Спички». Совместными усилиями с Андреем Алексеевичем мы изменили макет газеты, стремились ввести разговорную, неформальную, иронично-саркастическую стилистику в любом и каждом материале! Идея о тематическом центральном развороте тоже наша. Появлялись тематические номера. Постепенно добавлялись музыкальные рубрики, хотя раньше их никогда не было.

– Как журналистика пригодилась тебе после учёбы, в работе?

– Я четыре года работала на интернет-портале «Profi.Travel», который специализируется на туризме. Журналистики там было предостаточно. Сейчас я контент-маркетолог в компании SalesapCRM, мы разработали специальную программу для управления бизнесом, и я занимаюсь всем, что связано с контентом и продвижением. И самое главное – я работаю с текстами. Вот где журналистское образование пригождается больше всего.

– Твоё пожелание первокурсникам. Вспомни себя в начале учёбы и подумай, что бы ты хотела услышать?

– Есть два пожелания. Первое – обязательно работайте во время учёбы! Где только сможете. Особенно в медиахолдинге «Есть talk!». Это отличная площадка с невероятными техническими возможностями, которых у нас в своё время не было. Работайте и в городских изданиях. Вы сможете сразу закреплять на практике знания, которые получаете. Если бы я не работала параллельно с учёбой, я бы не помнила ничего про системный подход и не использовала бы его вообще. А с ним живётся легче.

Но второй совет – отдыхайте. Наслаждайся беспечными студенческими годами. После университета начнётся работа, когда лето – не каникулы, лето – всё та же работа. И если вы хотите запомнить университетские годы как светлые и яркие, а не как бесконечное вкалывание – то находи время для отдыха. Ходите на вечеринки. Участвуйте в Студвесне. В «Грин-шоу». В «Мистере и Мисс ТГУ». Наслаждайся университетским миром!


Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей