Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро Тольяттинского государственного университета.
Вы находитесь в самом разгаре работы над проектом, и тут к вам заходит коллега, чтобы попросить о помощи с каким-нибудь мелким делом или похвастаться фотографией нового щенка. Знакомая ситуация для любого, кто работает в офисе.
Однако, когда вас отрывают от работы, это вовсе не повод расстраиваться. Новое исследование показало, что подобные паузы полезны для укрепления чувства общности с коллективом и могут уравновесить такие негативные факторы, как потеря производительности.
Исследование проводилось на базе Университета Цинциннати, и его результаты вскоре будут опубликованы в печатном издании Journal of Applied Psychology. Согласно исследованию, подобные ситуации, помимо того, что повышают уровень стресса и сказываются на нашей энергичности, имеют и положительную сторону: сотрудники в большей степени чувствуют себя частью коллектива, отчего получают большее удовлетворение от работы.
– Если прошедший год, когда были введены меры социального дистанцирования и изоляции, нам что-то и доказал, так это то, что люди – социальные существа, которым присуща потребность во взаимодействии с окружающими, – говорит ведущий автор исследования Харшад Пураник, доцент кафедры исследований в области менеджмента Иллинойского университета в Чикаго.
На протяжении трёх недель группа Пураника дважды в день опрашивала 111 офисных работников, занятых полный рабочий день. Первый опрос проводился в обеденное время, второй – ближе к концу дня. Исследователи задавали респондентам вопросы об их ощущениях в течение рабочего дня, включая те моменты, когда их отвлекали от работы коллеги. Вопросы касались степени эмоциональной усталости, чувства общности с коллективом и удовлетворённости работой. Выяснилось, что вынужденные паузы в работе могут негативно сказываться на психологическом состоянии работников, снижая их удовлетворение от работы – но при этом общение с «нарушителями спокойствия» может производить и обратный эффект, так как ослабляет чувство отчуждённости от коллектива.
По словам Пураника, предыдущие исследования не учитывали, что, помимо собственно рабочего аспекта, такие ситуации включают в себя и социальный компонент – общение: «Наше исследование показало, что подобное взаимодействие с коллегами укрепляет чувство общности с коллективом. А оно, в свою очередь, повышает удовлетворение от работы».
Основная часть исследования проводилась в рамках кандидатской диссертации Пураника в Университете Цинциннати в соавторстве с двумя коллегами: Джоэлом Купманом (Техасский аграрно-технический университет) и Хизер К. Воф (Университет Джорджа Мейсона).
– Мы обнаружили, что такие паузы в работе на самом деле могут быть полезны с точки зрения межличностных отношений – когда к нам подходят поговорить или спросить что-нибудь, мы чувствуем себя «своими» – пусть нас при этом и отрывают от дел, – поясняет Воф.
– Что удивительно, – добавляет Воф, – так это то, что это чувство принадлежности к коллективу компенсирует негативное влияние на удовлетворение от работы. Возможно, подобные ситуации получили дурную славу из-за того, что не учитывалась их «человеческая» составляющая.
Руководители испокон веков пытались искоренить «рабочие простои», но исследователи предлагают альтернативные решения – например, предоставлять работникам больше возможностей для того, чтобы самостоятельно организовывать свой рабочий график и рабочее место.
Переводчик: Елена Железняк
Редактор: Александра Москалюк