Лайк, шер, репост. Что побуждает нас делиться информацией в соцсетях?
6 марта 2023

Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро Тольяттинского государственного университета.

Среднестатистический интернет-пользователь почти три часа в день проводит в социальных сетях. Неудивительно, что они приобретают всё большее значение в качестве средства распространения важной информации. Исследователи решили выяснить, что делает онлайн-публикацию достаточно интересной и убедительной, чтобы ей захотелось поделиться с другими.

Источник: freepik.com

К новому исследованию, результаты которого были опубликованы в журнале Journal of Experimental Psychology: General, учёные из Пенсильванского университета Даниэль Косме и Эмили Фальк привлекли более 3 000 участников. Исследователи анализировали поведение пользователей соцсетей, чтобы выявить психологические мотивы, побуждающие их делиться онлайн-публикациями. Оказалось, что ответ довольно прост: люди обычно делятся информацией, которая кажется им важной для них самих или для их знакомых. Для характеристики такого рода информации учёные используют специальный термин – «вирусность, основанная на ценности». Профессор Косме и её команда хотят выяснить, за счёт чего у Интернет-публикации может сформироваться это качество.

Косме занимает пост директора по исследованиям в Лаборатории нейробиологии коммуникации, научном подразделении Школы коммуникации Анненберга. По её словам, результаты исследования объясняют, как работает эффективное распространение важной информации и как это использовать для решения социальных проблем. Понимание психологических факторов, побуждающих пользователей делать репосты, может помочь учёным доносить до общественности важные факты, а медицинским работникам – развенчивать популярные мифы.

Исследования Косме показывают, что люди уделяют больше внимания информации, которая, как им кажется, имеет какое-то отношение непосредственно к ним.

Будучи социальными существами, мы любим контактировать друг с другом: обмен информацией активизирует систему внутреннего подкрепления в нашем мозге. Кроме того, когда мы общаемся с другими людьми, мы всегда подспудно учитываем, что думает или хочет услышать собеседник – то есть оцениваем социальную значимость информации.

В исследовании Косме участники знакомились со статьями и постами в социальных сетях, посвящёнными таким темам, как здоровье, глобальное потепление, политические выборы и COVID-19. Одна группа участников читала заголовки и резюме новостных статей, другая просматривала посты в соцсетях. Каждый из участников оценивал вероятность того, что он поделится прочитанным с другими, а также актуальность информации для себя и знакомых из своего окружения.

Исследователи обнаружили, что, независимо от темы или формата публикации, наиболее важную роль для участников играла ценность информации. Они чаще всего были готовы поделиться материалом, который, по их мнению, был важен для них лично или для общества. Более того, после того как участники по просьбе исследователей обосновывали важность публикации письменно, их готовность поделиться материалом только укреплялась.

«Обмен информацией – важнейший компонент индивидуальных и коллективных действий членов социума, – комментирует Косме. – В начале пандемии учёным нужно было оперативно распространять проверенную информацию о том, что происходит, о том, как защитить себя и других. Использование социальных сетей может оказывать мощное воздействие не только на индивидуальное, но и на коллективное поведение путём изменения представлений о том, как вести себя в той или иной ситуации».

Проанализировав данные о десятках тысяч постов, Косме и её коллеги пришли к выводу, что их работа может помочь в этой задаче. «Мы хотим найти способ применить психологические теории в реальности, чтобы научиться способствовать изменению поведения», – поясняет Косме.

Улучшить обмен информацией можно, например, привлекая к её распространению людей, которые считают её ценной для себя или для общества. Другой способ заключается в использовании особых формулировок, которые повысят ценность информации в глазах читателей, не снижая при этом её объективности.

«Мы разработали специальные формулировки, которые можно интегрировать в новостные тексты и посты в социальных сетях, – рассказывает Фальк, старший автор исследования. – Таким образом мы сможем проверить, как они работают в разных контекстах».

Лаборатория нейробиологии коммуникации продолжает свою работу, сфокусировавшись на изучении активности мозга в процессе обмена информацией в социальных сетях. Для этих исследований учёные используют функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы понять, как при помощи определённых областей мозга в человеческом сознании формируется восприятие ценности информации – для себя и для других.

Команда надеется, что благодаря их исследованию те, кто хочет добиться полезных общественных изменений, получат инструменты, которые позволят им достичь эффективных результатов. «Глобальные проблемы требуют коллективных действий, – поясняет Косме. – Распространение проверенной информации даст людям возможность действовать сообща».

«Это исследование раскрывает ключевые психологические факторы, которые мотивируют людей делиться информацией о темах, влияющих на наше благополучие, – комментирует Фальк. – Обмен информацией – один из ключевых рычагов для внедрения изменений и побуждения к более масштабным действиям, поэтому необходимо понимать, как работает этот рычаг».

 

Источник

Переводчик: Елена Дейнега

Редакторы: Елена Железняк, Александра Москалюк

Просмотров: 4670
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей