Мужчинам – мясо, женщинам – салат. Как гендерные стереотипы формируют пищевое поведение
18 июля 2022

Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро Тольяттинского государственного университета.

Наши пищевые привычки формируются не только под влиянием эволюции, но и под воздействием гендерных ролевых стереотипов. Как следствие, женщины питаются правильнее, зато мужчины реже страдают от расстройства пищевого поведения.

Источник: freepik.com

Давайте начнём с небольшого теста. Посмотрите на список блюд и разделите их на мужские и женские: стейк, киш с овощами, пиво, травяной чай, свиная рулька, творожный десерт с фруктами. Проще простого? Неудивительно. Как показывают многочисленные исследования, мужчины и женщины действительно питаются по-разному. Это подтверждают, например, опубликованные в 2008 году результаты II Национального исследования потребления продуктов питания, в котором принимали участие почти 20 000 жителей Германии. Согласно полученным данным, мужчины едят почти в два раза больше мяса и колбасы, пьют значительно больше пива и лимонада, в то время как женщины пьют больше чая и едят больше фруктов, овощей, йогурта и творога. А согласно недавнему опросу, проведённому Институтом Роберта Коха, более двух третей вегетарианцев составляют женщины (в общей же сложности 4,3 % опрошенных воздерживаются от мяса). Но почему мужчины и женщины имеют разные предпочтения в еде? Закреплены ли эти различия генетически или формируются нашей культурой и воспитанием?

Несомненно, еда для нас – больше, чем биологическая потребность. Все животные едят – но готовим только мы. Есть предположение, что умение готовить сыграло заметную роль в нашей эволюции: мы стали легче переваривать пищу, экономить энергию. Наш мозг увеличивался и развивался – мы превратились в «кулинаров» и создали огромное изобилие гастрономических культур. Обратной стороной нашего аппетита являются недоедание и ожирение. Борьба с их последствиями для здоровья обходится в миллиарды, поэтому во всём мире предпринимаются попытки изучить пищевое поведение человека, чтобы в конечном итоге научиться положительно влиять на него.

Социологи отстаивают «гендерный» подход к вопросу о пищевых привычках: мужчины едят мясо не потому, что им нужно много мяса; они едят мясо, чтобы показать, что они мужчины. «Мальчики с раннего детства усваивают, что им нужно есть мясо, чтобы вырасти большими и сильными, – объясняет диетолог Кристине Бромбах из Цюрихского университета прикладных наук. – Наше пищевое поведение обусловлено социальными факторами». Культуролог Гюнтер Хиршфельдер из Университета Регенсбурга подтверждает: «Если не принимать во внимание биологический аспект, мужчины и женщины – это не данность, а роли, которые приобретаются с течением времени; пищевые традиции жёстко определяют рамки этих ролей». Таким образом, различные предпочтения в еде являются результатом нашей культурной истории и глубоко укоренились в нашей жизни.

Знаковым продуктом, символизирующим эти различия, можно назвать мясо. «Оно символизирует силу, мужественность и доминирующее положение мужчины», – поясняет Бромбах. В прежние времена хозяин дома не только сидел во главе стола, но также садился за стол первым и получал лучший кусок жаркого. Во всех культурах мясо ценится крайне высоко и при этом связано с мужественностью: около 10 000 лет назад, ещё до того, как человек стал оседлым, добывать мясо можно было только охотой, а охотниками были, как правило, мужчины. Но мужчины и женщины различаются не только в выборе продуктов питания. «Мужчины и едят иначе: накладывают себе большие порции, бодро вгрызаются в них, быстрее и мощнее работают челюстями». Считается, что есть острую пищу и пить прямо из бутылки свойственно тоже мужчинам.

 

«Женская» пища – мягкая и здоровая

Когда дело касается еды, то женщины, в свою очередь, ведут себя типично по-женски. «Женщины предпочитают небольшие порции, жуют медленнее и деликатно потягивают напитки из бокала», – говорит Бромбах. «Женская еда», например овощи, творог и рыба, мягкая и легко проглатывается без пережёвывания, другими словами – это идеальная пища для «слабого пола», детей и пожилых людей. Влияние архаичных ролевых моделей особенно заметно в тёплое время года: излюбленный способ летнего времяпровождения у мужчин – жарить мясо на мангале, прихлёбывая пиво. Женщины в это время нарезают салаты. Согласно исследованию, проведённому в 23 странах, женщины больше следят за своим здоровьем не только в Германии: от Исландии и до Южной Африки, от Колумбии и до Японии они потребляют меньше жира и больше клетчатки. Таковы плоды глобализации: общепринятый идеал красоты заставляет женщин по всему миру урезать калории.

При хорошем раскладе женщины в итоге питаются правильнее. Однако социальное давление может сыграть с ними злую шутку: «Женщины больше беспокоятся о фигуре, о весе и часто пытаются похудеть», – резюмирует Бромбах. Питание для них – это балансирование на натянутом канате. Уже в юном возрасте девочки начинают следить за питанием, чтобы быть стройнее. В результате у них чаще, чем у мальчиков, развиваются расстройства пищевого поведения, такие как булимия и анорексия. По данным исследования здоровья детей и подростков, проведённого Институтом Роберта Коха, признаки расстройства пищевого поведения наблюдаются у каждой третьей девушки в возрасте от 14 до 17 лет; при этом у юношей они присутствуют реже, чем в одном из семи случаев.

Женщины отличаются большей заботой о здоровье не только в вопросах питания, но и в том, что касается покупки продуктов. Исследование, в котором принимали участие 14 000 человек, установило, что наиболее важными факторами выбора продуктов для женщин являются качество, цена и предпочтения членов семьи, в то время как мужчины чаще ориентируются просто на вкус. Как считает Бромбах, «мужчины в целом получают больше удовольствия от еды, их отношения с едой менее сложны». Соответственно, они чаще женщин страдают от избыточного веса – правда, беспокоит их это меньше. С возрастом приходит мудрость: начиная примерно с 50 лет мужчины также переходят на более осознанное питание. Согласно исследованию Института Роберта Коха, социальное окружение также играет роль в выборе продуктов питания: дети в менее зажиточных семьях едят меньше фруктов и овощей и больше сладостей, мясных продуктов и фастфуда, чем мальчики и девочки в более обеспеченных семьях.

 

Всегда ли женщины больше любили салат?

Нельзя отрицать влияние культуры и семейных традиций на наше пищевое поведение. Но неужели биология не даёт никаких объяснений тому, почему мужчины любят мясо, а женщины – салат? За ответами на эти вопросы биологи предпочитают обращаться к прошлому. Homo sapiens на протяжении многих тысячелетий жили как охотники-собиратели с чётким разделением труда: мужчины – как более сильные – охотились, женщины собирали коренья и ягоды и ухаживали за детьми. Сегодня никто не может сказать точно, предпочитали ли мужчины есть мясо уже в те времена, но можно понаблюдать за традиционными обществами, живущими в наши дни. Колетт Бербеск, антрополог из университета Роухемптон в Лондоне, выяснила, что у мужчин и женщин народа хадза в Танзании предпочтения в еде различаются. Мёд является самым любимым лакомством для обоих полов, у мужчин на втором месте находится мясо, затем коренья и ягоды. У женщин на втором месте – ягоды, затем коренья и только на четвёртом месте – мясо.

У Бербеск есть несколько вариантов объяснения этому. Успех эволюции, если говорить упрощённо, представляет собой успех репродуктивный: поведение человека заточено под передачу своих генов потомству. По мнению Бербеск, это делает возможной следующую трактовку: мужчины хадза не всегда удачливы в охоте, поэтому мясо нельзя считать надёжным источником энергии. Женщины, следовательно, делают выбор в пользу менее калорийной, но более доступной пищи. На это у них имеется две важные причины: во-первых, им необходимо сберегать свои жировые запасы и таким образом сохранять плодовитость, а во-вторых, они должны иметь достаточно сил, чтобы заботиться о детях. Со своей стороны, мужчины едят мясо, чтобы расположить к себе женщин, то есть показать готовность образовать пару, поскольку мясо также пользуется популярностью среди женщин.

Чтобы понять истоки человеческого поведения, бывает полезно понаблюдать за поведением наших ближайших родственников. Здесь можно найти любопытные параллели, например, в случае с шимпанзе. Шимпанзе питаются в основном фруктами и листьями, однако термиты или мясо для них – желанные лакомства. «Самки едят мясо, но в среднем менее 50 % от того количества, которое едят самцы», ­– рассказывает Роман Виттиг из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге. Шимпанзе охотятся группами, в основном состоящими из самцов. Добыча распределяется между охотниками, но кое-что достаётся сородичам, не принимавшим участия в охоте. «Делясь мясом, самцы могут завоевать расположение самок, что пригодится им позднее, в брачный период», – объясняет Виттиг.

 

Женщины эффективно запасают жир

Второе объяснение Бербеск – физиологическое: «Возможно, у представителей обоих полов просто разные потребности в питании. Однако подобрать оптимальную диету для каждого пола непросто». Ведь, по сути, мы едим практически всё: коренья, грибы, зелень, злаки, орехи, яйца, мясо; можем также придерживаться палеодиеты, быть вегетарианцами или даже веганами. Есть факты, подтверждающие эту теорию: мужчины и женщины во всех этнических группах отличаются по своему телосложению. Рост, мышечная масса и суточная потребность в калориях у мужчин в среднем выше, чем у женщин. Последний показатель, например, у мужчин, занимающихся офисной работой, составляет 2 400 ккал, у женщин – 1 900 ккал. При этом, несмотря на то что женщины в среднем потребляют меньше калорий, процент жира в организме у них выше.

Объяснение этому – элементарная разница между полами: только женщины рожают детей. А для этого нужна энергия. «История показывает, что женщины беременеют и рожают детей даже в неблагоприятных условиях. Это говорит о высокоэффективной физиологической адаптации», – пишут авторы исследования, в котором изучались различные метаболические пути полов. Другими словами, у женщин имеется способность к высокоэффективному запасанию жира. Это заодно объясняет, почему для снижения веса им необходимо сократить потребление калорий сильнее, чем мужчинам. Во время тренировок женщины сжигают больше жира, но меньше углеводов и белков, чем мужчины. Исследователи подозревают, что на это влияют половые гормоны тестостерон и эстроген.

Несомненно, наша тяга к стейку или творогу возникает не просто так. Что на неё влияет в большей степени – культура или биология – неизвестно. Следующий пример, вероятно, подводит нас ближе к истине: на протяжении долгого времени в ходе нашей эволюции молоко могли переносить лишь младенцы – только у них вырабатывался фермент лактаза, который расщепляет лактозу – молочный сахар. У взрослых этот фермент отсутствовал, поэтому они не могли усваивать молоко. Около 7500 лет назад, через несколько тысяч лет после того, как люди изменили свой образ жизни, освоили земледелие и начали держать коров, коз и овец, у жителей юго-восточной Европы мутировал один из генов: отныне лактаза вырабатывалась и у взрослых. Мутировавший ген давал преимущество для выживания (поскольку молоко – питательный продукт) и в процессе эволюции чрезвычайно быстро распространился на севере и западе Европы, где сейчас 90 % взрослых людей не испытывают проблем с усваиванием молока. В чём мораль сей истории? Человеческая культура и биология неразрывно связаны друг с другом.

 

Источник

Переводчик: Татьяна Пичинкина

Редактор: Александра Москалюк

Просмотров: 2964
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей