«Без правки» – образовательный проект Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» и кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» Тольяттинского государственного университета. Мы будем вспоминать основные правила русского языка, чтобы писать и говорить грамотно, без правки. Рекомендации экспертов помогут с лёгкостью запомнить орфограммы и применять знания на практике.
Правописание приставок – одна из самых сложных тем в орфографии русского языка. Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРИ- или ПРЕ-, нужно знать простое правило: в большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки. Давайте разбираться!
В правописании приставок ПРИ– и ПРЕ– есть два важных примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
• презирать (ненавидеть) – призирать (давать приют, сочувствовать);
• преклонить (колени) – приклонить (ветку);
• претерпеть (трудности, несчастья) – притерпеться (к обстоятельствам);
• преходящий (момент) – приходящий (почтальон).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом:
– заимствования: президиум, преамбула, препарат, привилегии, примитив, приватный, приоритет;
– русские слова, в которых приставка уже не вычленяется: природа, причина, притязание, прибор, прельщать, препона.
ПРИ пишется:
1. В значении пространственной смежности, близости: прибрежный, пришкольный.
2. В значении приближения, присоединения, прибавления: приехать, прислониться, приклеить.
3. В значении неполноты действия: приоткрыть, приукрасить.
4. В значении доведения действия до конца: пристрелить, придумать.
5. В значении выполнения действия в чьих-либо интересах: припрятать, прикарманить.
6. С суффиксами -чив, -лив: причудливый.
ПРЕ может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к слову «очень»: предлинный, премудрый.
2. Значение, близкое к смыслу приставки пере-: преграда, превращать.
3. Значение «быть, находиться»: пребывать в прострации.
Эксперт рубрики – Кнарик Буниатян, студентка четвёртого курса кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета
Материал впервые опубликован в газете «Speechka» № 4 (136) от 25.03.2021 г.