Человек играющий. Подземелья, драконы и работа над собой

Ковидные времена вроде бы позади, но индустрия домашних развлечений не ушла на задворки. По итогам 2022 года рынок настольных игр в России вырос на 12,8 % по сравнению с 2021 годом и достиг 22 миллиардов рублей.

Игра для человека – способ познания мира. А что, если мир неожиданно окажется вымышленным, а вы – это и не вы вовсе, а искатель приключений с мечом наперевес? Если вы ещё не были в таких условиях, самое время познакомиться с настольными ролевыми играми (НРИ). В новом материале проекта «Человек играющий» корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Ксения Дунаева рассказывает, как НРИ помогают застенчивым людям раскрепощаться, примерять разные роли и прокачивать актёрские навыки.

Настольные ролевые игры – это большие приключения, которые умещаются на маленьком столе. Игроки создают персонажей, устно описывают их действия, исследуют вымышленный мир и принимают ситуативные решения. Нет двери, в которую нельзя войти, и места, в котором невозможно побывать, – НРИ не ограничивают возможности игроков, а, напротив, дают им шанс делать всё что угодно. Главное – придерживаться правил игровой системы.

 

Учим матчасть

Особый мир – особые понятия. Это касается и мира НРИ. На каждый винтик игровой системы найдётся своя именная гайка, поэтому настольщики со всего мира пользуются собственным словарём.

  • Кампейн – долгая сюжетная линия, которая может растянуться на множество игровых сессий и годы реального времени. В 2022 году самому длинному кампейну по системе «Подземелья и драконы» (Dungeons& Dragons, D&D) исполнилось сорок лет.
  • Ваншот – короткое приключение, рассчитанное на одну или несколько игровых сессий.
  • Дайсы – игральные кости-многогранники, бросок которых заложен в механики многих НРИ. Различаются количеством граней, выполняют разные функции. Например, некоторые из них используются для подсчитывания урона, а некоторые – чтобы определить успех или неудачу действия.
  • Сеттинг – особенности вымышленного мира, в котором проходит приключение.

 

От кольчуги до волшебной брони

Предшественниками НРИ были варгеймы (wargame) – стратегические игры, основанные как на реальных, так и на вымышленных военных конфликтах. Разработчики старались привнести в игровые системы что-то новое, а искрой, которая зажгла этот жанр, стал роман Джона Р. Р. Толкина «Властелин колец». Так битвы, сошедшие со страниц истории, отошли на второй план – игровое сообщество заинтересовалось фэнтези.

Исследователи считают, что и сам «Властелин колец» – это личные воспоминания писателя о Первой мировой войне. Мирная жизнь молодого Толкина быстро сменилась окопными буднями. Это отразилось на сложном пути его персонажей. Неудивительно, что именно эта книга предзнаменовала рождение НРИ.

Первой игрой, которая позволила экспериментировать с магией, стала выпущенная в 1971 году «Кольчуга» (Chainmail). Разработчики Гэри Гайгэкс и Джефф Перрен добавили в правила игры драконов, великанов, эльфов и другие диковинные расы. «Кольчуга» быстро привлекла внимание игроков со всего мира и стала хитом продаж.

Гэри Гайгэкс основал отделение Международной федерации варгейминга под названием Castle & Crusade Society. Там состоял и Дэйв Арнесон, который ещё до выхода «Кольчуги» занимался разработкой ролевых игр. Плодом их совместной работы стало выпущенное в 1974 году дополнение к «Кольчуге» под названием «Подземелья и драконы» – первая система для проведения настольных ролевых игр.

Со временем «Подземелья и драконы» стали самостоятельной настольной игрой, которая определила принцип «троекнижия»: одна книга правил для ведущего, вторая – для игроков, третья – бестиарий, или же энциклопедия чудовищ. С 1977 года «Подземелья и драконы» издаются компанией Wizards of the Coast.

Рынок настольных ролевых игр постоянно расширялся за счёт культовых произведений, сначала литературных, а затем и кино, комиксов, видеоигр и других, которые легли в основу многих игровых систем. Самый популярный пример – игра «Зов Ктулху», вдохновлённая одноимённым рассказом Говарда Лавкрафта. Она была выпущена компанией Chaosium в 1981 году.

Другим знаменательным событием стало появление настольной ролевой игры «Вампиры: Маскарад» (Vampire: The Masquerade), изданной компанией White Wolf Publishing в 1991 году. Это первая игра в линейке «Мир тьмы», где участникам предложили сыграть за «плохих парней» – вампиров, оборотней, призраков и других ужасающих мифических персонажей.

В 2000-е годы на рынке настольных ролевых игр было сложно найти новинки, которые привнесли бы в жанр кардинально новые механики. В этот период в основном выходили обновлённые редакции уже существующих игровых систем. Например, на сегодняшний день «Зов Ктулху» насчитывает семь редакций, а «Подземелья и драконы» – пять. Конечно, здесь были упомянуты далеко не все культовые игровые системы, но все они так или иначе повлияли на развитие индустрии настольных ролевых игр.

Некоторые НРИ вдохновили и разработчиков компьютерных игр, которые решили перенести любимые ролевые игры с бумаги и картона на экраны. Так, например, в 1998 году появилась игра Baldur’s Gate, созданная по системе «Подземелья и драконы», а в 2004 году была выпущена игра Vampire: The Masquerade – Bloodlines.

 

В главных ролях

Театр начинается с вешалки, а НРИ – с распределения ролей. Ещё до появления персонажей и сюжетной завязки участники понимают, кем именно они будут за игровым столом.

Мастер – ведущий игры, посредник между вымышленным миром и игроками. Именно мастер разрабатывает фабулу приключения, создаёт сюжетных персонажей (NPC, non-player character), подготавливает игровые поля и подбирает звуковое сопровождение. Одна из важных функций мастера – помогать игрокам с правилами игровой системы.

Игроки – главные действующие лица, обычно партия, состоящая из трёх-шести человек. Их главная задача – создать и качественно отыграть своих персонажей. Именно от действий игроков зависит, в какое русло мастер направит приключение в дальнейшем.

Приглашённые игроки могут отыгрывать эпизодических персонажей, которые появляются на некоторых сессиях. Чтобы разнообразить взаимодействие между игроками и персонажами, иногда мастера дают поучаствовать в кампейне настольщикам со стороны.

Весь мир – театр

Главная особенность НРИ – принцип ролевого действия. Все шаги, поступки и диалоги с персонажами игроки проговаривают вслух перед всей партией и мастером. Социальные взаимодействия в НРИ – один из главных двигателей сюжета. Поэтому игроку нужно не только создать персонажа, которого он сможет качественно показать другим, но и почувствовать свою роль.

Выбор амплуа ограничен лишь фантазией участников. Но во время подготовки нужно учитывать несколько ключевых моментов.

  • Особенности сеттинга. Никто не ожидает увидеть наёмника из далёкого космоса в маленьком средневековом королевстве, иногда даже мастер игры. Но это не обязательное условие – правила созданы, чтобы помогать, а не контролировать.
  • Уровень команды. Если сюжет рассчитан на группу начинающих «приключенцев», то древний и могучий волшебник среди них – последнее, что стоит выбирать при создании персонажа. Силы команды должны быть сбалансированы, а их способности обоснованы предысторией.

 

Первое приключение с удобной игровой системой

Рынок НРИ предлагает большое количество игровых систем в разных сеттингах. Выбирая первую настольную игру, можно отталкиваться от вопроса, в каком вымышленном мире хотели бы сыграть участники. Можно ставить в приоритет именно лёгкость освоения правил, ведь первая НРИ – это чаще всего проба пера. С чего лучше начинать погружение в этот мир и что сейчас популярно у настольщиков, рассказывают представители клубов настольных ролевых игр.

Никита Матвеев, совладелец и управляющий клубом настольных ролевых игр «Котолич» (Санкт-Петербург):

– Глобально системы настольных ролевых игр можно разделить на старую школу и новую или же на «твёрдые» и «мягкие» системы. Иначе говоря, одни системы выстраивают повествование от игровых механик, а другие – от нарратива. В основном это выражается в том, насколько правила регулируют происходящее в игровом мире. Старая школа (например, «Подземелья и драконы») говорит нам, что у каждого хоть сколько-нибудь значимого аспекта игры есть подходящее правило. Новая школа изменяет подход: здесь мы берём за основу несколько базовых правил, которые позволят сделать игру логичной, но мелкие детали додумываем, из-за чего увеличивается динамика и кинематографичность игровых событий. На практике нет чёткого разделения, конкретная система – это точка на градиенте от старого к новому. Начинающим игрокам я бы советовал попробовать старую школу, так как там отследить логику происходящего гораздо проще: всё как в компьютерных играх, требуется минимум фантазии. Бросил кубы, посчитал – получил готовый результат.

Санчай Кыргыс, мастер клуба настольных ролевых игр D20 (Улан-Удэ):

– В нашем клубе популярна система «Подземелья и драконы». Я пытался внедрять другие игровые системы, но люди активно записываются именно на неё. С момента, как я увлёкся НРИ, популярность D&D сменялась другими системами, но, как оказалось, в основном с неё переходят на другие НРИ игроки со стажем. Новичкам всё же удобнее начинать с «Подземелий и драконов», тем более что последняя редакция правил более дружелюбна к ним.

Сражаемся со своими драконами

Если вам кажется, что НРИ учат только грамотно распоряжаться заклинаниями и передвигать фигурки по карте, то это далеко не так. Игра – это вымысел, но навыки, приобретённые в ней, пригождаются и в реальной жизни. Опытные игроки рассказывают, как их изменили настольные ролевые игры.

София Сухиашвили, игрок с четырёхлетним стажем (Минеральные Воды):

– НРИ как минимум помогли мне прокачать навыки работы в команде, поскольку большая часть заданий основывается на принятии решений всей группой. А тут необходимо уметь искать компромисс, взвешивать все за и против и так далее. Разнообразие заданий также позволило мне развить в себе креативный подход к решению проблем, потому что большая часть квестов – это задачи, требующие внимательности, осторожности, планирования, не «коридорного» мышления.

Офелия Стриж, игрок и мастер с шестилетним стажем (Минск):

– Настольные ролевые игры и «Подземелья и драконы» в частности помогли мне немного раскрепоститься. Это происходит в любом околотеатральном хобби. Они же развили во мне лидерские качества. Во время игры мне пришлось попробовать себя в роли лидера группы и таким образом отработать управленческие навыки в безопасной обстановке с вымышленными людьми.

Но какой бы полезной ни была игра, главное правило – не заигрываться. И, конечно же, нельзя принимать близко к сердцу трагедии, которые постигают персонажей.

Дмитрий Голубев, психолог (Тольятти):

– Даже за рамками игр мы все актёры и всегда носим маски. Дома она одна, на работе – другая. Мы и так примеряем на себя разные роли. Эти игры нравятся нам, потому что они напоминают нашу реальность. Человек в рамках своей роли может побыть кем-то другим, примерить на себя что-то, понять, нравится ему это или нет. Кому-то настольные игры могут пойти на пользу, а для кого-то они могут быть вредны. Несчастный человек может вжиться в вымышленную роль и не найти понимания в обществе, своего места в жизни. Но обычный человек от этого не пострадает.

Алла Кристалл, семейный психолог, игротехник, соучредитель и член правления Международной профессиональной ассоциации «Игропрактик» (Самара):

– Новые роли лучше всего усваиваются в игре, это один из самых эффективных способов попробовать новое амплуа. Можно сказать, что настольные ролевые игры – это психотерапевтический вид игр, который подразумевает, что есть пространство, в котором человек доверяет другим игрокам. Кроме того, в НРИ можно увидеть причины своих страхов и как они закольцовываются в настоящем. Но преодолеть их настольные игры не помогут, это глубинная работа длиной в целую жизнь.

НРИ – не просто игра в перевоплощение. История расскажет о подвигах вымышленных персонажей, но между страницами останется долгий путь реальных людей. Ведь за каждым приключением, даже самым маленьким, стоит колоссальный труд его создателей. Но самое главное, что дают настольные ролевые игры, – это возможность найти путь к себе, попробовать те инструменты самовыражения, которые недоступны в реальной жизни. Не приводите своих внутренних монстров в реальную жизнь – сражайтесь с ними на игровых полях.

Изображения сгенерированы нейросетью recraft.ai

Просмотров: 1334
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей