Человек играющий. Расследовать убийство и познать себя

Настольные игры – востребованная сфера развлечений. Игровое сообщество не просто ждёт и активно обсуждает предстоящие релизы новых проектов, но и помогает претворять их в жизнь. Так, в 2021 году народное финансирование помогло издательству GaGa Games собрать 64 миллиона рублей на выпуск русскоязычной версии игры «Ведьмак: новый мир». Рекордную для крауд-проектов сумму собрали всего за сутки.

Настольные игры завоёвывают любовь людей со всего мира своим многообразием. Они бывают разными: весёлыми, серьёзными, напрягающими и расслабляющими. Но есть среди них те, задача которых – заставить игроков как следует поволноваться. Речь о настольных детективных играх. В новом материале проекта «Человек играющий» корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Ксения Дунаева выясняет, зачем игроки стремятся пощекотать себе нервы и почему это может быть полезно.

«Фишка» настольных детективных игр – решение головоломок. Если в других видах настолок загадки могут лишь дополнять игровой процесс, то здесь они становятся отправной точкой. При этом масштаб загадок не так уж и важен: игра может начаться и с исчезновения предмета, и с таинственных преступлений в большом городе.

В настольных детективных играх участники могут объединяться в команды, если перед партией стоит задача решить проблему сообща, или действовать в одиночку, если нужно, например, определить убийцу в «Мафии». Неизменна только необходимость подключать логику – без неё справиться с загадкой сложно.

 

Убийца – дворецкий

Когда разговор заходит о детективах, многие вспоминают произведения Агаты Кристи, Артура Конана Дойла, Эдгара Аллана По и других знаменитых писателей. Интерес к их книгам, как и ко всему детективному жанру, не угасает. Писатель и журналист Пётр Вайль однажды сказал: «Тяга человека к преступлению – неизбывна. Не к тому, конечно, чтобы преступление совершить, а к тому, чтобы о нём узнавать, читать, слушать, смотреть».

Золотой век детективного жанра в литературе пришёлся на 1920–1930-е годы, а первые настольные детективные игры появились десятилетием позже. В те времена они выстраивались вокруг самых популярных тропов: «труп в библиотеке», «убийство в запертой комнате», «убийца – дворецкий» и других. Небольшие сюжеты делали игровые сессии короткими, но содержательными.

«Убийца – дворецкий» – самый, пожалуй, известный детективный штамп. Он подразумевает, что преступник нередко оказывается персонажем второго плана, который не играет никакой роли в повествовании, но имеет все необходимые инструменты, чтобы избавиться от улик. В эпоху, когда выходили первые детективы, подозревать людей низшего сословия было вполне естественно: считалось, что именно им присущи зависть, корысть и жестокость.

Идея поместить детектив в глянцевую упаковку посетила английского музыканта Энтони Пратта. Он часто работал на круизных лайнерах и в отелях, где главным развлечением отдыхающих была игра в расследование загадочного убийства. Организаторы раскладывали улики по комнате, а игрокам предстояло выяснить, кто из них преступник. В 1944 году наработки Пратта получили соответствующее тематике игры называние – «Убийство!».

Когда работа над игрой завершилась, Энтони Пратт представил её управляющему директору компании Waddington Games Норману Уотсону. Так в 1949 году вышла настольная игра Cluedo. Её суть – расследование загадочного убийства в загородном доме и поиск ответов на три главных вопроса: кто, где и чем убил хозяина дома.

Со временем Cluedo стала известна во всём мире и даже превратилась в узнаваемый торговый знак, появилось множество игр, посвящённых этой франшизе, а также клонов и аналогов, выпущенных другими компаниями. В 1985 году по Cluedo даже сняли комедийный детективный фильм «Улика». Эта настольная детективная игра стала первооткрывателем жанра и вдохновила многих разработчиков на создание собственных игровых модулей.

От оккультных ужасов до костюмированной вечеринки

С момента появления настольные детективные игры сильно изменились. Теперь сюжеты не ограничиваются «камерными» убийствами, а решение загадок может занять несколько игровых сессий. У каждой игровой системы своя механика. От неё зависит, как будут взаимодействовать игра и игроки, какими инструментами они будут пользоваться. Чаще всего в распоряжении участников карточки, фишки и игровые поля.

Длительность настольной детективной игры во многом определяется её сеттингом. Исследование проработанного мира займёт намного больше времени, чем несколько раундов в «Мафию».

Сеттинг – место, время и условия действия. Так принято обозначать особенности вымышленной вселенной. Средневековое фэнтези, городское фэнтези, киберпанк и так далее – всё это сеттинги.

Вот небольшая подборка наиболее известных игровых систем, позволяющая познакомиться с миром настольных детективных игр.

  1. Приключение в большом мире

Настольные детективные игры с развёрнутыми правилами, сложной игровой системой и проработанным сеттингом – вариант для тех, кому недостаёт острых ощущений и свободы действий. Перед участниками ставится одна большая задача, решить которую можно разными способами. Это делает игру и интереснее, и опаснее, потому что одно неверное решение может вывести партию на плохую концовку.

Яркий пример – игра «Ужас Аркхэма», вдохновлённая произведениями Говарда Лавкрафта. Она рассчитана на компанию от двух до четырёх человек и ведущего. Игрокам предстоит узнать тайны города Аркхэм, столкнуться с оккультным миром и помешать древнему злу вырваться на свободу. Их основные инструменты – карточки с набором характеристик, заклинаний и способностей. Игровым процессом управляют связанные между собой сценарии, в каждом из которых игроки попадают в новую локацию.

Часто в таких игровых системах появляется принцип ролевого действия. Это значит, что игрокам нужно примерять на себя роли вымышленных персонажей, общаться от их лица и устно описывать свои действия. Разница в том, что для настольных ролевых игр это обязательное условие, а в настольных детективных играх – необязательное дополнение.

  1. Локальное приключение

Золотая середина между серьёзными «гигантами» и лёгкими играми для весёлой компании. Задача у игроков проще, на её решение уходит куда меньше времени, чем на разгадку тайн Аркхэма. В распоряжении участников небольшой набор инструментов (карточки, фишки, игровые поля), а все их действия выстраиваются вокруг довольно простого сюжета.

Это, например, «Паранормальный детектив» – игра для компании от двух до шести человек. Чтобы раскрыть дело об убийстве, в котором нет ни одной зацепки, сыщики пользуются необычным инструментом – спиритической доской. Призрак отвечает на их вопросы и помогает восстановить картину происшествия. Или же «EXIT-Квест: Заброшенный дом» – игра для компании от двух до шести человек. Персонажи оказываются в доме, из которого так просто не выйти: сперва нужно справиться с кодовым замком на входной двери. Игрокам предстоит решить все головоломки и сбежать до того, как вернётся владелец дома.

Такие игры просты в освоении, их можно пройти за несколько часов. И всё же они способны потрепать нервы из-за возникающей между игроками конкуренции или временных ограничений на решение головоломок. И точно так же, как и в больших приключениях, участникам придётся включать логическое мышление, оперировать фактами и убедительно отстаивать свою точку зрения.

  1. «Пятиминутка» для компании

Эти игры часто длятся несколько коротких раундов продолжительностью от 15 до 45 минут каждый. Например, Spycon – короткая карточная игра, которая подходит для больших компаний до десяти человек. Игроки делятся на две команды и становятся шпионами, цель которых – объяснить коллегам, в образе какого персонажа они пришли на костюмированную вечеринку. Или же «Судный день» – игра для больших компаний до четырнадцати человек. Участники делятся на три фракции: люди, машины, изгои. Им необходимо угадать, кем являются другие игроки, вычислить врагов и устранить их.

Особенность этих игр – тесное взаимодействие между участниками. Необходимость решать загадки отходит на второй план, игровой процесс в основном строится вокруг умения убедительно отстаивать точку зрения и считывать эмоции других игроков.

Закрыть дело с пользой

Настольные детективные игры – развлечение и интеллектуальный вызов одновременно. Решение сложных головоломок не только развивает логическое мышление, но и прокачивает другие навыки, полезные в повседневной жизни.

Екатерина Рябова, психолог (Краснодар):

– Настольные детективные игры дают заряд адреналина и дофамина. Это роднит их, например, с фильмами ужасов. Многие любят ощущение опасности, и приятным бонусом в данном случае является то, что она контролируемая. Человек может испытывать стресс, но при этом осознавать, что это всего лишь игра. Происходящее в ней никак не отражается на его жизни. Небольшой стресс может помочь в снятии эмоционального напряжения, и это самый очевидный плюс.

Дмитрий Голубев, психолог (Тольятти):

– Прежде всего, игры для нас – это релаксация, отдых от суровых будней. Попутно мы также приобретаем и оттачиваем полезные навыки. Если игра командная, то это навыки социального взаимодействия: люди учатся договариваться, выстраивать отношения. В детективных настольных играх задействуются почти все психологические функции. Они дают возможность развивать наблюдательность, внимательность, дедукцию. Такой вид настольных игр может оказаться полезным для человека, которому трудно на чём-то фокусироваться.

Мария Кузнецова, игрок со стажем два года (Пятигорск):

– Настольные детективные игры помогли мне лучше разбираться в людях: подмечать странности в их поведении, обращать внимание на язык тела, выстраивать диалог. Задавать правильные вопросы – очень важно, и чем дольше этот навык оттачивается во время игры, тем ярче он проявляется в жизни. Детективный элемент вообще заставляет думать креативно, потому что мы фантазируем, выстраиваем теории и вообще учимся примерять «чужую обувь». Во время игры можно немного отодвинуться от своего я и поставить себя на место другого человека, чтобы понять, как думает он. Это очень полезно.

Настольные детективные игры – не просто поиск улик и дебаты с игроками. Это уникальная возможность заглянуть в свой внутренний мир, разложить всё по полочкам и понять, какие проблемы мы скрываем глубоко внутри. А ещё, конечно же, это возможность прокачать коммуникабельность и логическое мышление. Главное не переусердствовать. Лёгкий и непродолжительный стресс полезен для организма, но он не должен влиять на ваше самочувствие за пределами игрового стола.

Изображения сгенерированы нейросетью recraft.ai

Просмотров: 818
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей