В России тысячи детских домов. Ежегодно около 30 000 сирот выходят из них в реальную жизнь, но далеко не каждый становится полноценным членом общества. Зачастую ребята оказываются не готовы к жизни без воспитателей и наставников.
Семейный психолог Татьяна Арчакова в своей научной статье, посвящённой проблеме социализации выпускников детских домов, отмечает: «Женщины, которые были „отказными“ детьми, как правило, имеют крайне размытые представления о семейной жизни, несформированную потребность в детях, а выпускницы интернатов, которые помнят родную семью, часто идеализируют жизнь за стенами детдома. Наблюдения специалистов Корчаковского центра в Санкт-Петербурге показали, что матери – выпускницы интернатных учреждений игнорируют потребности детей, не комментируют и не объясняют свои действия ребёнку, внешне не проявляют к детям особой нежности, хотя действительно любят их. Дети у таких матерей привыкают обходиться без внимания взрослого, не обращаться к нему за помощью, а на новые или проблемные ситуации реагировать агрессией или „уходом в себя“».
Проблемы в адаптации – результат того, что ребёнок воспитывается в стенах, которые ограждают его от реального мира. Педагог Марина Ефремова выделяет четыре основных источника социализации, с обеднением которых связаны трудности социализации детдомовцев:
1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путём подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;
2) жёсткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребёнком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребёнка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;
3) ранний детский опыт ребёнка-сироты несёт на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьёзнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
4) затруднён процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребёнка в детском доме, где функция контроля удерживается воспитателями.
Побывав в нескольких школах-интернатах, я заметила, что многие дети обособлены от взрослых и даже друг от друга. Если даже в полноценной семье, где ребёнка воспитывают двое родителей (которым часто помогают ещё и бабушки с дедушками), маленькому человеку порой не хватает внимания, что говорить о том ребёнке, который воспитывается там, где таких, как он (без семьи и родных), ещё несколько сотен человек?
Проблема адаптации выпускников детских домов будет актуальной до тех пор, пока в мире не появятся специальные адаптационные учреждения для бывших детдомовцев. Подобного рода программы просто необходимы нашему обществу, чтобы, выходя из стен родного детского дома, человек не чувствовал себя никому не нужным, покинутым и не приспособленным к жизни.
Именно для того, чтобы помочь детям-сиротам адаптироваться, уже 16 лет в Санкт-Петербурге работает специальный проект «Пристань». Все эти годы наставники проекта помогают детям адаптироваться в реальном мире. Организаторы обустраивают две квартиры – отдельно для юношей и для девушек по 6-8 человек в каждой. После выпуска из детского дома ребята живут вместе около трёх лет. За каждой квартирой закреплено несколько постоянных воспитателей, которые исполняют роли наставников. Они оказывают всестороннюю помощь выпускникам: учат готовить, оплачивать «коммуналку», пользоваться медицинскими услугами и т. д. С ребятами работают и педагоги, помогающие закрепить знания по общеобразовательным предметам.
Участники питерского проекта отмечают, что, в обустроенных сотрудниками «Пристани» квартирах ощущают домашнюю атмосферу, а наставники оказывают персональную помощь в бытовых вопросах. «Им всего-навсего не с кого брать пример. Наша цель – просто показать им этот пример», – отмечают авторы проекта. По их словам, 90 % «выпускников» «Пристани» – успешные люди, которые получили образование, нашли постоянную работу, не имеют судимости и на собственном примере доказали результативность проекта. Одна из выпускниц проекта, 34-летняя Анна, на собственном примере доказала, что после адаптации можно жить полноценной жизнью. Она училась и жила в «Пристани» 3 года, выпустилась в 2004 году, вышла замуж и родила ребенка. Молодая женщина отмечает: «Всё, что я хотела, я получила здесь. Материнство – оно уже во мне».
Подобные проекты не один год работают не только в Питере. Есть они и в Хабаровске, и в Нижнем Новгороде. Совсем скоро такой проект может появиться и в Тольятти. Над его организацией работает тольяттинка, многодетная мама Ольга Киселёва: «Проект будет заниматься выпускниками детских домов, их социализацией в обществе. На его реализацию подвигло именно большое количество выпускников детских домов, которые не приспособлены к жизни в обществе. Сама идея появилась, когда мне было девять лет. Я поняла, что дети живут не только с родителями, и с тех пор идея развивалась и реализовалась в виде региональной организации по социализации для детей из детских домов. Я мама семерых детей, четверо из которых – приёмные. Последние два парнишки в нашей семье – подростки, и видно, что они нуждаются в помощи, в социализации» .
Сейчас проект «Свой дом» формирует команду, набираются волонтёры – преподаватели общеобразовательных предметов.
Одним из таких преподавателей стала выпускница Тольяттинского государственного университета Ирина Ткаченко. Отучившись на психолога, девушка будет помогать сиротам адаптироваться.
«В этом проекте я буду психологом. Мы хотели бы работать с ребятами, которые хотят чего-то от жизни, хотят к чему-то прийти. Поэтому нужно будет поработать и с их мотивацией. Мне кажется, этот проект не заканчивается на трёх-четырёх годах, когда мы прощаемся с выпускником нашей программы. По сути, мы никогда не прощаемся. Мы хотели бы, чтобы этот проект развивался, чтобы ребята могли обращаться за помощью, спрашивать совета. Мы хотим добиться того, чтобы у ребят была работа, семья, чтобы они не бросали своих детей так, как когда-то бросили их».
Подобные проекты нужны. Возможно, с их помощью, с помощью организаторов и наставников наш мир станет лучше. И самое главное – мы сами можем стать частью таких проектов. «Свой дом» ведёт активную работу по поиску волонтёров, нужны надёжные люди. Любой, кто либо хорошо знает общеобразовательные предметы, либо просто хочет чем-то помочь, может принять участие в проекте. Для этого нужно зайти в группу проекта «ВКонтакте» и связаться с организаторами.