Азия и большеглазые персонажи, Европа и экспериментальные сюжеты, США и супергерои... Не хватает в этом списке только самобытного искусства России. В заключительном материале проекта «КомМедиа» разберёмся, что было прообразом современных отечественных рисованных историй, какие у них отличительные черты и почему именно в России так долго поддерживался стереотип о комиксах как несерьёзном развлечении для детей. Традиционно своё исследование автор проекта «КомМедиа» Карина Нырцова иллюстрирует собственными комиксами.
Молод, но не менее перспективен
Не так давно о российских комиксах слышали разве что фанаты этого вида искусства. Массовой аудитории отечественные рисованные истории были не особенно интересны. В 2024 году в прокат вышла третья часть серии фильмов, основанных на созданном в России комиксе, – блокбастер «Майор Гром: Игра». Премьера вызвала настоящий ажиотаж: по данным «Кинопоиска», в первый день на «Игру» было продано почти в два раза больше билетов (103 тысячи), чем на вышедший в 2021 году первый фильм серии «Майор Гром: Чумной доктор» (54,8 тысячи).
Некий прообраз современного комикса – лубки – появился в России ещё в допетровскую эпоху. В XVIII веке возникают «летучие листки» – листовки, которые использовали для своего рода политической пропаганды.
Индустрия комиксов в России относительно молода. Отечественных издателей оригинальных произведений не так много, рынок пока строится вокруг отдельных авторов, которые стали популярны благодаря веб-комиксам.
Дмитрий Ветлугин, сценарист комиксов альманаха «BUBBLE ГАМ»:
– В эпоху глобализации, когда почти любому сценаристу и художнику доступны книги и курсы, а работы зарубежных авторов всё ещё печатаются в России и гуглятся в интернете, черты «российского» комикса пропали окончательно. Любую информацию о создании комиксов можно найти в интернете, поэтому современные художники и сценаристы самостоятельно создают свой стиль, получая информацию со всех уголков земного шара. И даже активно работают на американские издательства – и отлично вписываются в их ряды. Например, иллюстратор Глеб Мельников рисует «Майора Грома» для Bubble и вместе с тем «Супермена» для американского издательства DC. Сценарист Кирилл Кутузов писал русский комикс «Читеры» и комикс про Бэтмена для международного сборника.
Первые комиксы (или, как тогда их называли, кусковые рисунки) в России появляются в детском журнале «Галчонок» в 1911 году. После Октябрьской революции русские эмигранты начинают издавать комиксы на волнующие их темы. Важным шагом в развитии рисованной истории в СССР стали сатирические зарисовки «Окна сатиры РОСТА», появившиеся в 1920 году. Руку к ним приложил даже поэт Владимир Маяковский. Хотя по форме это типичные агитационные плакаты, в них были все присущие комиксу черты: несколько панелей, которые объединяла единая сюжетная линия, и подписи к ним (зачастую в стихотворной форме).
Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:
– Привычный нам по современной форме комикс в Советском Союзе не нашёл своего места. Такой вид творчества относили к буржуазному, которое не соответствовало моральному облику советского человека. Также историки отмечают и более банальную версию: некоторые годы в СССР были тяжёлыми, и для печати комиксов просто не хватало бумаги. Многие неугодные писатели, которых никак не хотели издавать, сталкивались с формулировкой «Нет бумаги!» И хотя идеологическая повестка не давала комиксу развернуться, творчество находило иные варианты для своего проявления: детская иллюстрация, карикатура, диафильм. Исследователи считают, что такое положение дел не могло не оставить своего «шрама» на литературном «теле» страны.
После Гражданской войны подобие комиксов можно найти в детских журналах («Мурзилка» 1924 года, «Ёж» 1929 года, «Чиж» 1930 года, «Весёлые картинки» 1956 года). В 1937-м появляется первое советское издание, полностью состоящее из комиксов, – литературно-художественный детский юмористический журнал «Сверчок».
В 1990-е годы на российский рынок хлынули зарубежные комиксы. Рисованные истории для взрослой аудитории начали создавать и отечественные авторы. Появляются первые издательства, специализирующиеся на выпуске комиксов. Например, «Велес-ВА», публикации которого соединяли в себе культурно-исторические ценности российского общества и элементы модных в девяностые западных кинобоевиков. Ещё один периодический журнал комиксов – «Муха». Это был первый подобный журнал для взрослой аудитории. Его публикации готовились исключительно отечественными авторами – главной идеей издания был полный отказ от заимствования из западных комиксов.
Как и в Южной Корее и Китае, комиксы в России становятся популярными именно благодаря интернету – с появлением веб-комиксов, когда любой энтузиаст мог публиковать свои произведения, не ограничиваясь форматом издания.
Дмитрий Ветлугин, сценарист комиксов альманаха «BUBBLE ГАМ»:
– Наше общество открыло для себя искусство комикса, и это хорошо. Комиксы очень ёмки по своей структуре, они позволяют легко и точно передать мысли авторов. Даже большинство мемов сейчас – это комиксы. Именно эта популярность позволяет рассказать гораздо более сложные истории. Используя те же самые простые приёмы, что и в мемах (расположение панелей и текст), можно вывести историю на качественно новый уровень.
Индустрия комиксов в России сформировалась в 2010-е годы, когда стали популярны фильмы по вселенной Marvel и россияне вдруг заинтересовались комиксами как первоисточником сюжетов. У нас появляется собственный аналог Marvel Comics – издательство Bubble Comics. Комиксы издаются по подобию западных: выпускаются в формате конвейера, с супергероями в главных ролях, объединённых одной вселенной. Хотя нередко у Bubble отмечают и традиции азиатских комиксов. Для работ в этой стилистике появилось даже отдельное подразделение издательства – Bubble Manga. Фанаты рисованных историй называют такие произведения «руманга» – русский комикс, который по рисовке очень похож на типичную мангу. Самый яркий пример этого подвида от Bubble – «Тагар», постапокалиптическая фэнтези-история о древних божествах и катастрофах, которые они принесли на Землю.
Bubble Comics – российский издательский дом, специализирующийся на комиксах, созданный журналистом Артёмом Габреляновым в 2011 году. Крупнейшее издательство оригинальных комиксов в России.
Сейчас многие знают издательство Bubble по Майору Грому, главному герою комиксов с одноимённым названием, благодаря вышедшему в 2021 году первому фильму франшизы «Майор Гром: Чумной доктор». Но у Bubble есть множество других историй, которые также достойны экранизации. Например, «Экслибриум» – фэнтези-история о таинственном Ордене книгочеев – объединении магов, охраняющих границы между реальным и литературным мирами. Или комикс о космических приключениях девушки по прозвищу Метеора. Фильмов на подобные темы мало в российском прокате, поэтому ждём от Bubble новых кинокомиксов.
Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:
– Мы пока отстаёт от других стран, находящихся на передовой в области издания комиксов. Очевидно, что уже сложилась американская, японская, европейская традиции. Всё, что остаётся российским комиксистам, – признать мировой опыт, впитать его и найти свой путь, свою индивидуальность. Современный мир с его щупальцами интернет-спрута развивается очень быстро. У наших художников есть все шансы восполнить пробел. Благо талантливыми людьми богата наша страна.
Дмитрий Ветлугин, сценарист комиксов альманаха «BUBBLE ГАМ»:
– Думаю, у российских комиксов такое же будущее, как у индустрии в целом. Художники и сценаристы из стран СНГ даже сейчас активно продолжают работать как в своих странах, так и далеко за их пределами. А комиксы и манга, созданные отечественными авторами, имеют высокий уровень качества. На первый взгляд, вы бы даже не отличили российские комиксы от работ американских или азиатских издательств. Например, есть американский комикс, стилизованный под русского художника Ивана Билибина, и русский – под американского художника Джека Кирби. Культуры смешиваются, а с приходом интернета это происходит всё быстрее, поэтому мне кажется, что будущее российских комиксов – вместе с остальным миром.
Вечно молодой, вечный комикс
Мы живём в эпоху, когда визуал становится важнее текста. Трудно судить, хорошо это или плохо, но факт таков: поколения Z и «альфа» – люди с клиповым мышлением, и для них комиксы – неплохая альтернатива текстовым произведениям. Если хотите донести до современной молодёжи вечные смыслы и темы, попробуйте сделать это в формате комикса.
Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:
– На постсоветском пространстве в особенности распространена некая стигма, что комиксы – исключительно детская забава. Связано это с тем, что несколько поколений советских людей видели только рисованные истории для детей. Стереотип сложился. Уже в наши дни попадаются только самые популярные комиксы, где тоже не найти высокоинтеллектуальных тем. Стереотип закрепляется. Но это не совсем так, даже если брать российскую историю. В 2010-х наконец-то сложилось профессиональное сообщество комиксистов. Пример недетских и достойных обдумывания работ – [графический роман] «Сурвило» Ольги Лаврентьевой. Это история жизни её бабушки Валентины Викентьевны Сурвило, прошедшей через страшные годы репрессий и блокаду Ленинграда. И таких примеров огромное множество. Обратите внимание на журнал «Это точно. Чёртова дюжина комиксов о науке и учёных». Сложно назвать несерьёзным совместный проект журнала «Кот Шрёдингера» и Сколковского института науки и технологий (Сколтех). Каждая из рисованных историй в этом сборнике основана на реальном исследовании, статья о котором либо уже напечатана в одном из ведущих научных журналов, либо готовится к публикации. Вариантов на самом деле много, иногда стоит рискнуть и открыть для себя что-то новое, невзирая на сложившиеся установки.
Дмитрий Ветлугин, сценарист комиксов альманаха «BUBBLE ГАМ»:
– Я с детства читал комиксы и считаю их превосходной формой искусства. Комикс – не просто текст плюс рисунки и даже не раскадровка для фильма, хотя определённо ближе всего к ней. Главная особенность комикса – его панели и их расположение. Панель – это то, чего нет ни у какой другой формы искусства. Многие думают, что это просто прямоугольники, ограничивающие кадр, но это не так. Ведь именно в тот момент, когда авторы играются с расположением, размерами и формой панелей, возникает настоящая магия, присущая только комиксу. Существует огромное количество вариаций расположения панелей – от самых банальных (очерёдность прямоугольников) до совершенно необыкновенных (кадрирование, выход за границы, с эффектом плавания или панели как части паутины).
Формат комикса отлично подходит для начинающих авторов, сегодня попасть в индустрию очень просто, особенно в России. Если хотите интересно и кратко преподнести собственную идею, почему бы не попробовать воплотить это в формате комикса? Например, выпускники Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Никита Горбунов и Антон Давыденко в 2023 году выпустили собственный комикс «Красная планета», в котором рассказали историю о научно-фантастических приключениях Юрия Гагарина в альтернативной вселенной.
Никита Горбунов, соавтор и главный редактор комикса «Красная планета»:
– Мы решили воплотить нашу задумку в формате комикса, потому что хотим делать франшизу, у которой было бы много читателей. Книги печатаются малым количеством экземпляров, а тираж франшизы комиксов гораздо-гораздо больше. Подростки любят фантастику, мы тоже. Только мы в детстве читали книги, которые не только развлекали, но и доносили гуманные идеи, воспитывали, просвещали и воспевали героические образы простых людей. В комиксах подобного мало, поэтому сделать привычную нам научную фантастику в виде комикса – это в каком-то смысле было оригинально.
Комиксы изменили киноиндустрию, проникли в сферу образования и медиа, стали полноправным «девятым искусством». А ещё они становятся частью крупных рекламных проектов. Авторы рисованных историй в России сотрудничают с крупными компаниями, государственными предприятиями и известными брендами. Например, в 2023 году Росатом запустил серию комиксов о самом важном на современном предприятии – о технике безопасности. В них просто и понятно объясняются все тонкости правил поведения на производстве.
Комиксы – больше не весёлые картинки. Это вид искусства. Тем интереснее за ними наблюдать прямо сейчас.
Если хочется знать больше
Послушать: «Bubble подкаст»
Посмотреть: ютуб-канал Высшей школы экономики, выпуск «LessON: история комикса»
Почитать: «Кто такой майор Гром? История появления главного героя Санкт-Петербурга»
Иллюстрации: Карина Нырцова