В 2024 году 50 лет отмечает кафедра «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинского государственного университета (ТГУ). По мнению заведующего кафедрой Александра Бобровского, главная задача кафедры с момента её основания заключалась в подготовке высококлассных инженеров не только для Тольятти, но и для всей страны и даже зарубежья. И несмотря на все изменения, которые за полвека происходили в России и в вузе, со своей миссией кафедра всегда справлялась на «отлично».
Строительство главного корпуса Тольяттинского политехнического института. Фото из фондов музея Тольяттинского государственного университета
Автомобильным инженерам в Тольятти быть!
Начиналось всё в далёком 1967 году, когда постановлением Правительства СССР на базе филиала Куйбышевского индустриального института был создан Тольяттинский политехнический институт (ТПИ). Новый вуз должен был обеспечить строящийся Волжский автомобильный завод (ВАЗ) квалифицированными кадрами.
Тогда институт располагал солидной учебно-материальной базой и сильным научно-педагогическим штатом специалистов по гуманитарным, общенаучным и общеинженерным дисциплинам. А вот базу для подготовки по спецпредметам автомобильного профиля предстояло создавать с нуля. И ректорат института во главе с профессором Ароном Резниковым сделал всё от него зависящее. Задача эта была непростая, потребовала больших финансовых и материальных затрат на создание учебной базы. Были приглашены специалисты из других вузов для преподавательской деятельности, заказаны учебники. Ректорат получил полную поддержку руководства города и ВАЗа. Завод оказал посильную помощь в оснащении лабораторий оборудованием и приборами, в передаче конструкторской документации по автомобилям для учебного процесса. И уже к первому выпуску инженеров институт имел вполне солидную базу. Комиссии 1974 и 1975 годов Минвуза РСФСР подтвердили полную готовность ТПИ к проведению образовательной деятельности в данной области знаний.
Историю делают люди
Всё создавалось трудом конкретных людей, как правило, прибывающих в Тольятти из других вузов. В числе первых приехали Илья Ревзин и Александр Караченцев (1967 год), Юрий Чернов (1968). Их определили на кафедру общеинженерных дисциплин. Для организации подготовки автомобильных инженеров в рамках кафедры в 1968 году создаётся секция во главе с Ильёй Ревзиным. Несмотря на малочисленность этой группы специалистов, в феврале 1968 года она была подключена автозаводом к испытаниям автомобилей FIAT124, на базе которых планировался выпуск автомобилей ВАЗ.
Первый раз студентов по автомобильным специальностям набрали в 1968 году. На дневную и вечернюю формы обучения приняли сразу 225 абитуриентов. В первый набор попали истинные любители автомобилей, многие из которых потом стали настоящими профи своего дела: Владимир Губа, Владимир Вермеюк, Иван Округов, Анатолий Караванов, Николай Черненко, Михаил Вотинов, Сергей Кукель, Виталий Гетман, Валерий Фролов и многие другие. Студенты успешно переходили с курса на курс, и надо было торопиться подготовить для них соответствующую материальную и учебно-методическую базу. С этой целью в 1970 году на общественных началах была создана кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» во главе с кандидатом технических наук, доцентом Ильёй Ревзиным. В её состав были включены прибывающие по приглашению ректората учёные: доценты Михаил Ложкин (1970 год), Владимир Ломакин и Владимир Малкин (1971), старший преподаватель Илья Ратьковский (1971). Добротное укомплектование позволило в июне 1972-го создать кафедру «Автомобили и двигатели», во главе которой стал доктор наук, профессор Евгений Павлович – известный учёный в области двигателестроения. Продолжали прибывать специалисты в области автомобилей и двигателестроения: доценты Юрий Бугаков и Николай Сухов (1973 год), Владимир Родионов (1973), Леонид Черепанов (1974), Василий Скутнев (1975).
Коллектив кафедры «Автомобили и двигатели» ТПИ в 1976/1977 учебном году
Теория – в институте, практика – на заводе
В 1971 году институт приступил к строительству двухэтажного корпуса (Д) кафедры «Автомобили и двигатели», который уже в сентябре 1972 года мог полностью принять учебный процесс. В оснащении лабораторий помогал автозавод. Кроме того, руководство ВАЗа позволяло проводить часть учебного процесса на производстве.
К работе со студентами во все времена привлекались специалисты Волжского автозавода самого высокого ранга. Пример подал главный конструктор Владимир Соловьёв, который с 1972 по 1974 годы являлся профессором кафедры «Автомобили и двигатели». Кафедра занимала два этажа корпуса Д, на которых разместилось девять лабораторий, оснащённых современным стендовым оборудованием, натуральными образцами узлов и агрегатов отечественных и зарубежных автомобилей с методическим обеспечением для учебной и научной деятельности студентов. Был организован компьютерный класс с программным обеспечением для моделирования и расчётов деталей, узлов, агрегатов и систем автомобиля.
Кафедра неоднократно создавала временные коллективы из числа студентов 4–5-х курсов и выпускников прошлых лет для работы в учебных студенческих конструкторских бюро (УСКБ). При этом выполнялись учебные курсовые и дипломные проекты, обеспечивалась преемственность обучения, делались конструкторские наработки для завода. Часть из них впоследствии вошла в документацию по спецавтомобилям «Гном» и «Флора», созданным на ВАЗе. Студенты, прошедшие через эти учебные конструкторские бюро, фактически были готовы с ходу приступить к конкретной работе на производстве.
Со студенческой скамьи – на кафедру
В 1973 году состоялся первый выпуск инженеров по специальности «Автомобили и тракторы». Первым 12 июня 1973 года защитил дипломный проект Владимир Вермеюк. В 1977 году он первым из выпускников кафедры защитил кандидатскую диссертацию.
Тысячи выпускников кафедры и сегодня успешно работают на предприятиях Тольятти, Самарской области и других регионов России, в АО «АВТОВАЗ», на предприятиях по разработке, производству и продаже автокомпонентов, в представительствах зарубежных инжиниринговых компаний, в финансовой сфере. Выпускники никогда не спешили расставаться с кафедрой. Вот только несколько фамилий тех, кто в разные годы работал на кафедре: Владимир Кишкурно, Анатолий Гройсман, Вячеслав Волков, Алексей Дзюбан, Вера Ульянова, Виктор Пушкарёв, Валерий Писарев, Николай Соломатин, Виталий Капров, Валерий Лата, Денис Волков, Максим Прокопьев, Ирина Ерёмина, Николай Гусев, Дмитрий Храпов, Александр Заплатин, Алексей Прасолов, Евгений Исаев, Леонид Орлов, Вячеслав Епишкин, Дарья Горохова, Евгений Горбачёв, Леонид Чумаков, Марат Сабитов.
Движение вперёд
В 2005 году уже в Тольяттинском госуниверситете (создан в 2001 году) в результате объединения двух кафедр – «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» и «Восстановление деталей машин» – образована кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановление деталей». Коллектив кафедры состоял более чем из 30 сотрудников. Среди них два доктора технических наук, три профессора, семь кандидатов технических наук и молодые талантливые преподаватели и аспиранты. В 2006 году под руководством и при непосредственном участии Владимира Ивлиева на кафедре создана аналитическая лаборатория стендовых испытаний, которая получила аккредитацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию. За время существования лаборатории силами преподавателей и студентов спроектированы и изготовлены оригинальные стенды, работающие на основе современных электронных систем измерения и обработки данных.
Коллектив кафедры принимал активное участие в научно-исследовательской работе Тольяттинского госуниверситета. Результатами научной деятельности преподавателей и аспирантов стали более двухсот полученных патентов на изобретения, четыре изданные монографии, более двадцати учебных пособий и многочисленные научные статьи. В декабре 2011 года произошло объединение кафедр «Автомобили и тракторы» и «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановление деталей» в единую кафедру «Проектирование и эксплуатация автомобилей». Сегодня её возглавляет выпускник Тольяттинского политехнического института по специальности «Технология машиностроения», кандидат технических наук Александр Бобровский.
Коллектив кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» ТГУ в 2023/2024 учебном году
Инженеры-изобретатели
В начале 1970-х годов в ТПИ появилось студенческое конструкторское бюро (СКБ). Со стороны кафедры его возглавлял Александр Караченцев, от студентов – Владимир Губа, впоследствии – главный конструктор ВАЗа. Через СКБ «Багги», занимавшееся проектированием и изготовлением кроссовых автомобилей, прошли десятки студентов, ставших прекрасными специалистами: Владимир Ярцев, Сергей Патрушев, Виктор Артамонов, Галижан Кулумбетов, Руслан Федик и другие.
В 2003 году создано студенческое конструкторское бюро «Автомобили» (руководитель – Алексей Пчельников, научный руководитель – кандидат технических наук Николай Соломатин). На занятиях в СКБ студенты включались в максимально приближённый к практике процесс проектирования автомобилей. В течение многих лет коллектив кафедры активно поддерживал взаимовыгодные кадровые и научно-технические отношения с зарубежными инжиниринговыми компаниями, компаниями по разработке, производству и реализации автомобилей и автокомпонентов.
Своеобразным продолжением традиций СКБ на кафедре стало развитие целого ряда уникальных проектов. Сейчас их более двух десятков, в том числе проекты по разработке транспортных средств. Самые яркие из них – «Формула студент», Solar Regatta и Smartmoto Challenge. Первый из проектов уникален тем, что болид ТГУ – самая быстрая машина в России, созданная студентами. Команда ТГУ Togliatti Racing Team является шестикратным победителем российского первенства «Формула студент» и сильнейшей в России. Второй проект – шестиметровое водное судно, которое разгоняется до 35 км/ч, работая на солнечных батареях и имея вес лишь в 80 килограммов. Третий проект – гоночные электромотоциклы, которые разработаны для бездорожья. С ними студенты ТГУ выступили на соревнованиях в Испании в 2019 году и стали победителями в классе «А».
Векторы развития
Александр Бобровский, заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» ТГУ:
– Сегодня у кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинского госуниверситета четыре основных направления развития. Первое – это открытие при кафедре магистратуры по направлению «Машиностроение», профиль «Цифровые двойники». Будем обучать современных конструкторов новым требованиям, которые предъявляются к инженеру-проектировщику. Цифровой двойник – не просто ЗD-модель. Это полное описание объекта, технологического процесса его изготовления, периода эксплуатации, а также периода утилизации, то есть полный жизненный цикл. Современные цифровые двойники учитывают до полумиллиона факторов в описании. На этапе проектирования цифровых двойников можно решить массу вопросов, что в конечном счёте оптимизирует процесс производства и позволяет получить на выходе более качественный продукт.
Ещё одно важное условие для дальнейшего развития кафедры – материально-техническое переоснащение, поскольку для цифровых двойников нужны современные мощные компьютеры, установочная и лабораторная базы.
Третий вектор развития мы видим в использовании этой материально-технической базы, чтобы работать по научно-исследовательским, опытно-конструкторским проектам по заказу внешних партнёров. Мы являемся центром проектной деятельности и работаем не только над Formula Student. У нас есть ряд проектов, имеющих коммерческое назначение. Реализуя их, мы осваиваем дополнительные компетенции, отрабатываем новые технологии, например, по вакуумной формовке композитных материалов. За счёт этого направления работы можно увеличить объёмы НИОКР нашей кафедры.
Четвёртое условие, одно из самых важных для развития кафедры, – омолаживание преподавательского состава. Впервые за долгие годы у нас есть бюджетные места в аспирантуре, появился первый бюджетный аспирант.
Я поздравляю наших сотрудников и выпускников с 50-летием кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей». Нам все эти годы удаётся следовать той миссии, с которой кафедра начала свою работу. А звучит она так: держать высокую планку подготовки специалистов за счёт прочного симбиоза науки и учебного процесса.
Команда Togliatti Racing Team с новыми болидами собственной разработки: электрическим Electro Black Scorpion (слева) и Pink Scorpion G5 с бензиновым двигателем. Фото: Артём Чернявский
50 и ещё 50
– Автомобильная кафедра уже полвека остаётся опорой не только для ТГУ, но и для города Тольятти, где находится АВТОВАЗ – крупнейший производитель автомобилей в России. За 50 лет кафедра стала брендом Тольятти, и мы смотрим с оптимизмом в будущее, – говорит Александр Бобровский. – Планируем и в последующие 50 лет сохранять и развивать лучшие традиции кафедры. Университет может уверенно опереться на нас как на одну из ведущих кафедр по подготовке востребованных, высококвалифицированных специалистов для города, региона и всей страны. Особенно это актуально сейчас, когда потребность в инженерах очень острая.
Новые возможности для развития кафедра получит благодаря появлению передовой инженерной школы (ПИШ) «Гибридные и комбинированные технологии». Она создаётся на базе ТГУ в кооперации с индустриальными партнёрами в рамках федерального проекта Министерства науки и высшего образования РФ. Генеральный партнёр ПИШ «ГибридТех» – АО «АВТОВАЗ».
Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 13 (933) от 22.05.2024 г.