Длинные нити судьбы. В Тольяттинском театре кукол стартовал новый сезон
27 сентября 2023

51-й сезон Тольяттинский театр кукол открыл «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях». В театре эту премьеру называют испытанием для труппы. Сказку Пушкина «рассказывают» особые куклы-марионетки. Актёры управляют ими почти с трёхметровой высоты.

Фото: Марина Бекаева

Последний раз театр ставил марионеточный спектакль ещё в конце XX века. Впрочем, сегодня эта разновидность кукольного театра в принципе стала редкостью. За постановку «Сказки о мёртвой царевне...» (6+) взялись именитые санкт-петербургские режиссёры Александр и Тамара Стависские. Оба – создатели театра-студии «КукАртель», преподаватели режиссуры и актёрского мастерства на факультете театра кукол Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ), который является крупнейшим в России центром подготовки специалистов для кукольного театра.

Именно питерские мастера предложили для постановки марионеточного спектакля, который Тольяттинский театр кукол хотел иметь в своём репертуаре, «Сказку о мёртвой царевне...».

– В кукле-марионетке заложена идея судьбы, высших сил, которые ею управляют. В сказке как раз есть эта тема. Театр марионеток пришёл из Европы, он не совсем в русской традиции. Однако и «Сказка о мёртвой царевне...» – самая европейская из всех сказок Пушкина, – говорит Александр Стависский.

В спектакле действует классическая и одновременно самая сложная в управлении разновидность кукол-марионеток. Длина нитей – более двух метров. Кукловоды скрыты от зрителей, поскольку управляют куклами со специальной рабочей площадки – так называемой тропы, которая находится на высоте более двух с половиной метров.

– Чаще всего в театре используются штоковые марионетки. Шток обеспечивает жёсткую связку персонажа с механикой управления, и поэтому работать с такой куклой проще, – поясняет Тамара Стависская. – В нашем спектакле марионетки полностью управляются системой нитей. Чем нить длиннее, тем больше она требует актёрского внимания и тем сложнее держать баланс. Такие марионетки редко используются в театре именно потому, что с ними очень трудно работать.

Более чем 20 персонажами кукловодят всего пять актёров. Самая тяжёлая (в буквальном смысле) задача отведена Александру Кочудаеву. Кроме прочих персонажей, он управляет конницей из семи вооружённых всадников. Эта групповая фигура, имеющая внушительный вес, приводится в движение при помощи 57 нитей.

Действие происходит на двух «этажах» сценического пространства. На нижнем существуют люди, верхний отведён для небесных светил и особенного персонажа сказки – Королевича Елисея, способного разговаривать со стихиями. Со сменой освещения меняется «настроение» высших сил – от ласкового до угрожающего. «Художественное решение спектакля очень точное, – считает Александр Стависский. – В декорациях проявлено, что это история людей и стихий». Художником-постановщиком спектакля выступила молодой мастер из Санкт-Петербурга Варвара Прободяк, выпускница факультета театра кукол РГИСИ.

Музыку специально для тольяттинского спектакля создал композитор Григорий Архипов – главный дирижёр Марийского театра оперы и балета. Он писал музыку, опираясь на содержание эскизов декораций. «С Григорием Архиповым мы сделали много спектаклей. Это уникальный композитор, который чутко проникает в замысел спектакля», – говорит Александр Стависский.

До конца года в репертуаре Тольяттинского театра кукол появится ещё одна постановка, возвращающая, наряду с марионеточной «Сказкой о мёртвой царевне...», к корням кукольного театра. Главный режиссёр Янина Дрейлих поставит перчаточный спектакль «Петрушка» по мотивам русского фольклора. Не исключено, что артисты будут играть этот спектакль не только в малом зале театра кукол, но и на городских площадках, ведь Петрушка и есть главный герой площадного театра.

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 21 (910) от 20.09.2023 г.

Просмотров: 993
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей