Крутой супергерой в характерном костюме – первое, что многие представляют, когда слышат о комиксах. И не просто так. В прошлых выпусках проекта «КомМедиа» мы уже говорили о популярности азиатских рисованных историй и самобытности комиксов европейских. И всё же для большинства из нас эталоном индустрии остаются США. Сегодня узнаем, как комиксы повлияли на кино, почему супергерои так важны для американской культуры и что ещё интересует комиксистов, кроме спасения мира. Для полного погружения в историю автор материалов через собственные рисунки отразит художественные особенности традиционных комиксов США.
От «жёлтой прессы» до супергероев
Самые популярные герои комиксов (по версии британского ресурса Game) – персонажи издательств Marvel и DC. Единственный комикс, ставший лауреатом Пулитцеровской премии в 1992 году, – «Маус» американца Арта Шпигельмана. Первый выпуск о Человеке-пауке стал самым дорогим комиксом в мире – его купили более чем за три с половиной миллиона долларов. Сколько было выпущено фильмов, сериалов, игр и мультфильмов по вселенным Marvel и DC – не сосчитать. Даже само понятие «комикс» появилось в США.
В конце XIX века на страницах газеты New York World (издатель Джозеф Пулитцер) появляется «Жёлтый Малыш» Ричарда Аутколта, в котором впервые используются «облачка» для отражения слов и мыслей персонажа. А позже, в 1897 году, Малыш переходит в New York Journal (издатель Уильям Рэндольф Херст) и выходит под заголовком comic book (с английского – «смешная книга» или «весёлая история»). Так появляется само понятие «комикс», и именно с этого момента начинается история комиксов в США.
Расцвет современного комикса приходится на 30-е годы XX века. До этого времени рисованные истории шли лишь дополнением к газетам и журналам. После появления отдельных комиксных изданий и выхода первого сингла история американских комиксов делится на несколько этапов.
Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:
– Американский комикс красочный, с упором на реалистичность, которая прослеживается и в пропорциях тела героев, и в выбранном ракурсе сцены. Комикс в США – это работа целой индустрии, а значит, плод труда многих людей. Традиционные герои комикса в мягкой обложке, выпускаемые быстро, как и любимый фастфуд, сильно типизированы, однозначны и не оставляют недосказанности. Именно концепция «героических героев» и «тёмных антагонистов» в комиксах классическая и вряд ли когда-то потеряет свою актуальность. Я читала, что во многом это объясняется, как ни странно, христианской доктриной, которая имеет большое значение в американской культуре: на примерах героев и противодействующих им злодеев до детей легко донести концепцию добра и зла.
Золотой век комиксов (1938–1950)
Эру процветания комиксов открывает в 1938 году выпуск Action Comics № 1 (сегодня издатель называется DC Comics). Так и появился Супермен – герой с другой планеты, получивший суперсилу именно на Земле. Это отличное воплощение типичной «американской мечты»: любой достоин счастья и богатства, если хорошо для этого постарается. Чуть позже в борьбу со злом вступает Бэтмен (27-й выпуск Detective Comics – «Детективные комиксы», 1939), чтобы отомстить за своих погибших родителей.
Персонажи комиксов в США очень часто появляются в ответ на события, происходящие в стране и мире. Во время Второй мировой войны для поднятия патриотического духа американских солдат приходит Капитан Америка (выпуск Captain America Comics № 1 – «Капитан Америка», 1941) от ещё одного гиганта современности сферы комиксов – Marvel Comics. Одновременно с Капитаном от DC Comics появляется Чудо-женщина (выпуск All Star Comics № 8 – «Звёздные комиксы», 1942) – сильная и грациозная супергероиня, которая сломала сложившийся в комиксах (и других видах литературы) архетип «подружки в беде главного героя». Через личность и историю этой неординарной женщины авторы поднимают вопросы женственности и мужественности.
Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:
– Герои как концепт – это не ново. Нами любимы герои ещё с самых давних времён, будь это Одиссей или Геракл со своими подвигами. Это же выступает мотивирующим фактором: мы читаем и восхищаемся тем, как главный персонаж, преодолевая трудности на своём пути, проходит «перерождение» и появляется перед нами уже лучшей версией себя. Ещё Владимир Пропп в своей книге «Морфология волшебной сказки» описывает подобные метаморфозы. Так что создатели комиксов идут по веками протоптанной дорожке и дарят современному читателю кумира и образец для подражания. Пусть волшебной силой нам, простым смертным, обладать не удастся, но пример поведения в кризисных ситуациях тоже дорогого стоит. Различие состоит лишь в том, что у каждого времени свои герои, как и свои задачи и проблемы. Издатели всегда прислушиваются к потребностям общества и создают героев в соответствии со временем, а значит, со своими трудностями и актуальными задачами.
Под конец «золотого века», после окончания Второй мировой войны, популярность супергероев начала падать. Зато стала расти у комиксов о преступлениях, где насилие стало средством развлечения.
Серебряный век комиксов (1950–1970)
Весьма ожидаемой реакцией на популярность рисованных историй о преступлениях стала жёсткая цензура. Отдельные авторы начали издавать «подпольные» комиксы, которые не одобрило правительство. Массовую популярность получила тема воспитания. Снова вернулась супергероика. DC Comics объединила своих героев в «Лигу справедливости», а Marvel – в «Фантастическую четвёрку». Последняя, к слову, пользовалась большей популярностью из-за новизны метода создания персонажей от главного редактора издательства Стэна Ли: в противовес недостижимым супергероям от DC появились живые, человечные и неидеальные марвеловские персонажи со своими будничными проблемами, целями и мечтами.
Тёмный век комиксов (1970–?)
Сегодня мы живём в эру расцвета американского комикса. Почему именно «тёмный век»? Потому что в эту эпоху появляются самые сложные и серьёзные комиксы. Уже в «серебряном веке» герои становятся более близкими к народу и реальной жизни, а сейчас эта связь становится только сильнее. Концепция идеализированных супергероев и их такой же идеальной жизни ломается. В комиксах «тёмного века» больше драмы и психологии. Например, в выпуске The Amazing Spider-Man № 121-122 («Удивительный Человек-паук», Marvel, 1973) супергерой впервые проиграл своему противнику: по вине Человека-паука погибает его возлюбленная, которую он пытался спасти от врага. Ещё один пример – The Killing Joke («Убийственная шутка», 1988) от DC Comics. В комиксе раскрывается идея, что Бэтмен так же безумен, как и его враги, но проявляется это сумасшествие по-другому. А история в Watchmen («Хранители», 1986–1987) от того же издателя является отражением проблем общества того времени и критикой самой концепции супергероев.
Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:
– Тема героя, как мы говорили ранее, в принципе не нова, и приписывать одной стране монополию на этот жанр было бы неправильно. Кажется, что именно в этой стране героев особенно много просто потому, что они очень популярны во всём мире. А это уже вопрос к возможностям корпораций, которые их создают. Но существует ещё одно интересное мнение на данный счёт. Так как Америка довольно молодая страна, сложившаяся из людей разных национальностей, предполагают, что собственной мифологии у неё просто нет. А значит, миф надо создать! Здесь и появляются Бэтмен, Человек-паук и другие герои – такие разные, но каждый из них находит своего почитателя.
Помимо комиксов про супергероев, становится популярным жанр графического романа. Например, «Маус» Арта Шпигельмана (1986 год), где люди изображены с головами животных, а история рассказывает об ужасных временах Холокоста.
Комиксы серьёзно повлияли на развитие индустрии кино. Благодаря появлению кинокомиксов стали активнее совершенствоваться спецэффекты и технологии, применяемые в фильмах. И хотя первые работы о супергероях были «дешёвыми» и примитивными на вид и сюжет, сейчас никто не сомневается в их качестве и популярности. На втором месте среди самых кассовых фильмов в мире находится «Мстители: Финал», работа студии Marvel. В свою очередь и кино помогает распространению комиксов на большую аудиторию. Сегодня в США эти две индустрии тесно связаны друг с другом, их жизнь и развитие уже невозможно представить по отдельности.
Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:
– Что касается киноиндустрии, то нельзя переоценить её вклад в увеличение популярности комиксов. Один раз увидев супергероя в кино, хочется продолжить знакомство с ним. Увидев знакомое лицо на прилавке книжного, зритель с большей вероятностью приобретёт печатное продолжение истории. Так было и с Суперменом, и с Бэтменом. К примеру, после выхода «Лиги справедливости» Зака Снайдера в марте 2021 года число просмотров на Ozon страниц с комиксами DC выросло на 21 %. Комикс – доступный и удобный формат для людей любого возраста. Яркий и динамичный, он увлекает в сказочный мир фантазий и героев. Как показывает практика, это отличный повод для создания комьюнити.
Комикс, как и любое искусство, – это отражение того, что волнует общество в определённую эпоху. Смыслы, идеи и концепции проще и интереснее доносить метафоричной картинкой, острым сюжетом, иногда даже некой утрированностью. Автор может ярче обрисовать мировые проблемы, например, если изобразит героев в виде животных или наделит их особыми способностями. Художнику вполне под силу создать культового персонажа, настоящего героя своего времени, на которого могут равняться целые поколения. Как часто было и есть в традиционных американских комиксах.
Дмитрий Ветлугин, сценарист комиксов альманаха «BUBBLE ГАМ»:
– Комикс – это последовательность панелей, которые рассказывают какую-то историю. Это форма искусства, но не жанр или содержание. А значит, заложить внутрь можно всё что угодно. Хотите – драматичную автобиографию, хотите – фантастический триллер или вообще любовный роман. А можно и всё вместе. Мысль, которую доносит определённый комикс, вполне возможно выразить с помощью картин, книг, кино, анимации, театра, скульптуры... Для меня в этом плане нет различий между формами искусства – любая из них может подсветить актуальные проблемы. И действительно, комиксы этим и занимаются – от сатирических карикатур до автобиографических романов. Комиксы с нами всегда, и они постоянно говорят о сложных вопросах общества.
Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:
– Любое творчество (если оно сонастроено со своим временем) – продукт своей эпохи. Здесь комикс ничем не отличается от картины или, скажем, актуального фильма. Каждый творец выбирает самую подходящую для себя форму проявления. Так, в мировом пространстве в графических романах порой поднимаются темы феминизма или постколониализма, актуальные проблемы современного человека. И они актуальны для своего времени и своей культуры. Да-да, хоть комиксы прочно ассоциируются у нас с супергероями (и небезосновательно, надо отметить), в них присутствуют и острые для каждого времени темы.
Если хочется знать больше
Послушать: подкаст «Через вселенные»
Посмотреть: ютуб-канал CG Speak, выпуск «КАК РИСУЮТ КОМИКСЫ // Как устроены комиксы [часть 1]»
Почитать: Скотт Макклауд «Понимание комикса»
В следующем материале проекта «КомМедиа» вернёмся на Родину, в Россию, чтобы разобраться, как развивается отечественная индустрия комиксов и что её ждёт в будущем.
Иллюстрации: Карина Нырцова