КомМедиа. Девятое искусство Европы

В прошлом выпуске проекта «КомМедиа» мы разбирали, как азиатские комиксы пережили эволюцию от рисунков на свитках до технологичных вебтунов. Пришло время отправиться в путешествие на Запад и узнать, как европейские комиксы из обучающих картинок превратились в самобытное искусство. В проекте «КомМедиа» автор не просто рассуждает об истоках появления комикса и его развитии, но и представляет это исследование в виде комиксов.

Свобода и творчество

Если вы думаете, что никогда не слышали о созданных в Европе комиксах, то вы ошибаетесь. «Блэксэд» – нуарный детектив французского производства – издаётся с 2000 года и до сих пор не теряет популярности. Так, в 2019 году один из томов серии замыкал тройку самых кассовых изданий года в магазине комиксов «Чук и Гик», а сегодня на сайте магазина комикс занимает почётное место в разделе с топами продаж. Вспомните фильмы и мультфильмы про приключения Астерикса и Обеликса. Все 14 произведений серии основаны на французском комиксе «Астерикс». За 65 лет производства вышло уже 40 томов, и авторы не собираются останавливаться.

Европу можно считать ещё одной родиной комикса. Именно здесь авторы первыми объединили гравюры в серию с единой историей и начали создавать сатирические стишки в рисунках. Хотя в Европе сам термин «комикс» чаще ассоциируется именно с супергероями. Для своих историй европейцы используют понятие BD (от французского bandes dessinées – «рисованные полосы»). Как и в истории с мангой, сам термин появился намного позже произведений в таком формате.

Первые подобия комиксов в Европе были предназначены для обучения людей. Такая простая форма, как история в иллюстрациях, позволяла сделать любой материал доступным даже для неграмотного населения. Например, в комиксе «Библия бедных» (XV век, Германия) представлены сцены из священной истории, а на гобелене из Байё (XI век, Франция) рассказана история нормандского завоевания Англии.

Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:

– Комикс можно считать весьма удачным способом отображения информации, если опираться на эффект превосходства изображения – явления, когда картинки запоминаются проще и быстрее, чем слова. Получение информации с помощью зрения – давно развитый навык, нельзя переоценить его важность для человека в древности. А вот письменность – относительно новый способ получения информации, уступающий визуальному восприятию. Да и чтобы читать, необходимо быть грамотным человеком. Мы с вами живём в обществе, где грамотность – норма жизни, но даже сегодня уровень грамотности населения во всём мире не превышает восьмидесяти семи процентов. Поэтому можно смело утверждать, что комикс был, есть и останется в культуре как очень удачное средство передачи информации.

Среди первых создателей комиксов важно выделить несколько имён: английский художник Томас Роулендсон, автор первого образца графической прозы; швейцарец Родольф Тёпфер; француз Гюстав Доре. Все они рисовали карикатуры для периодических изданий.

В 1837 году швейцарский художник и писатель Родольф Тёпфер издал книгу «История господина Бье-Буа», которая состояла из юмористических картинок. По версии американского художника и исследователя комиксов Скотта Макклауда, именно Тёпфер является родоначальником и отцом современного комикса.

К концу XX века новаторские эксперименты в европейском комиксе ставились на уровне как рисунка, так и сценария. Авторы придумывали безумные сюжеты, особенно в жанре фантастики, в которых размышляли над идеями социального неравенства, развития науки и технологий. Например, одним из самых ярких представителей фантастического комикса XX века считается «Герметический гараж» Мёбиуса (1976–1979, Франция). Запутанный и абсурдный сюжет, сумбурное повествование – отличительные черты этого графического романа.

Европейский комикс можно считать своеобразным синонимом слова «безграничный» (ну или почти). Часто авторов при создании произведения не загоняют в рамки конкретным количеством страниц (как в американских синглах) или возрастом аудитории (как в Японии). После 2000 года в Европе появляются комиксы на самые неожиданные и злободневные темы: нуарный детектив («Блэксэд», опубликованный во Франции в 2000 году испанскими авторами Хуаном Диасом Каналесом и Хуанхо Гуарнидо), феминизм, миграция, Иранская революция (комикс «Персеполис» от иранки Маржан Сатрапи, который был выпущен во французском издании в 2000 году), фэнтези («Чародейки» от итальянки Элизабетты Ньоне, 2001) и другие.

Сингл – типичная форма американского комикса, сохранившаяся до сих пор. Это небольшая тетрадочка (обычно объёмом 20–40 страниц), выходящая раз в неделю или месяц. После каждую «серию» объединяют в том (как сезоны в сериале) и переиздают в таком формате.

Распознать именно BD среди других комиксов достаточно сложно. У европейских комиксов есть всего несколько отличительных черт: их издают в формате графического романа; над созданием трудятся обычно два человека (сценарист и художник); рисунок важнее незаурядного сюжета.

Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:

– Однажды мне попалось ёмкое определение об отличиях европейского комикса от американского. Если американский комикс – это поп-индустрия, то европейский – скорее искусство. Европейские комиксы даже выпускаются в твёрдом переплёте, и отношение к ним соответствующее. Франко-бельгийская культура возводит комикс в особый ранг и даже считает его «девятым искусством». Из отличительных черт – аудитория этих произведений старше, чем в Америке, темы, соответственно, сложнее. Политическая карикатура, например. Про детей, впрочем, тоже не забывают. Даже нам известен «Астерикс», который ещё и неплохо экранизируется. Комикс в европейской культуре – это скорее книга, над которой автор может работать годами. И основная идея комикса принадлежит не корпорации, а его непосредственному творцу. Чем не полноценный вид искусства со своей самобытной традицией?

К сожалению, отметим, что европейские комиксы сегодня далеко не так популярны, как азиатские или американские. И хотя появились они раньше, тягаться с шаблонными сюжетами, заточенными на массовую аудиторию, им просто невозможно. BD – это необычно и интересно из-за своей нетривиальности. У них нет конкретных отличительных черт и строгих рамок жанра, как в манге. У европейских комиксов вообще нет ограничений, они даже не нацелены на то, чтобы становиться суперпопулярными среди читателей, и создаются как личное высказывание автора, которое в первую очередь откликается ему и только во вторую – аудитории. Именно этим BD и цепляют – своей сокровенностью и непопулярностью.

Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:

Скорее всего, именно эта самобытность и позволяет BD оставаться на плаву в океане американских комиксов, созданных корпорациями для большой аудитории. Тягаться с гигантами дело непростое. Для выхода на мировой уровень нужны немалые ресурсы, в том числе в смежных областях. Я имею в виду киноиндустрию. Поэтому к одной из основных причин скромной распространённости европейского комикса за пределами своей в основном франкоговорящей аудитории можно отнести банальные рыночные отношения. Конечно, принимая в учёт несравнимо большие возможности корпораций. Да и в целом BD изначально заточен на интересы и социальные проблемы отдельно взятого региона. Неудивительно, что ему сложно завоевать мир.

Истории в картинках давно можно увидеть в учебниках по иностранным языкам или в книжках для младшеклассников. Не так давно комиксы проникли в литературу и даже науку. Сейчас школьников гораздо проще заинтересовать классическими произведениями, если предложить им сначала вариант с картинками. А как легче всего объяснить сложные физические явления, химические реакции и научные открытия, если не в комиксе? Для современной молодёжи это самый удачный формат, чтобы чему-то научиться. Современные проблемы требуют современных решений.

Никита Горбунов, соавтор и главный редактор комикса «Красная планета»:

– Главными потребителями комиксов всегда были подростки, потому что им интереснее воспринимать информацию визуально, через видео и картинки. Однако в последние годы само общество перестраивается. Мы стали потреблять преимущественно визуальный контент. Комиксы теперь читают не только дети, подростки, но и взрослые. Я связываю это с изменяющимся ритмом жизни и нехваткой времени на себя. Теперь людям важен не процесс чтения, а количество усвоенной информации. Чем больше прочёл/посмотрел, тем больше человек чувствует себя удовлетворённым. Комиксы просты для усвоения и коротки для чтения, поэтому так популярны.

Марина Симонова, искусствовед, лектор проекта «КультПроводник» в библиотеке культурного центра «Автоград»:

Для себя я вижу такое понимание любви к рисованным историям это приоритет визуального восприятия в современном обществе. Зрительное восприятие удобное и простое. Этим пользуются не только создатели комиксов, но и вся индустрия кино, рекламы, многочисленные платформы для просмотра коротких видео. Современный человек, а тем более в юном возрасте, можно сказать, заточен на восприятие мира визуально. Так что выбор между книгой, состоящей сплошь из текста, и рисованной историей будет очевиден.

Если хочется знать больше

Послушать: подкаст «Изобразили», выпуск «Комиксы и мемы как способ вывозить»

Посмотреть: ютуб-канал «Эпик файлы 2х2», выпуск «КОМИКСЫ – ИСКУССТВО? История, механизмы, виды | ЭПИК-ФАЙЛЫ + СЫЕНДУК»

Почитать: «Made in Europe: знаменитые комиксы, изданные не в США»

В следующем материале проекта «КомМедиа» отправимся в страну, где комиксы стали самой настоящей индустрией и откуда мода на них распространилась по всему миру.

Иллюстрации: Карина Нырцова

Просмотров: 991
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей