В первой части проекта «Кибербуллинг: цена комментария» мы разобрались с тем, что такое травля в интернете и чем отличается аутинг от троллинга. Теперь попробуем разобраться, где проходит граница между шуткой и оскорблением, в чём мотивация «буллить» и что делать, если вы стали жертвой травли в интернете.
Интернет – среда агрессии?
Почему нас так волнует, что о нас пишут в интернете знакомые, а подчас и совсем незнакомые люди?
– Прежде всего нужно понимать, что интернет – это социальное пространство, без которого современный мир просто не существует. А подростковый возраст – это тот самый чувствительный возраст, в котором мнение «извне семьи» становится более важным и авторитетным, нежели мнение родителей, – говорит психолог-педагог, гештальт-терапевт Игорь Подвербный. – Интернет стал местом социализации: здесь знакомятся, встречаются и расстаются, в онлайне познают реальный мир через виртуальный, формируют сообщества по интересам и ищут себя. И важно помнить, что ни у кого из нас нет мощного иммунитета от кибербуллинга.
Игорь Подвербный считает, что травля в интернете – явление частое, такие случаи есть и всегда будут:
– Ко мне в группу ходит подросток, который подвергается нападкам. И что самое удивительное, ребёнок – отличник, среднестатистический подросток, никаких медицинских противопоказаний, он социально активный и творческий! В подобные ситуации попадают не только дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей, из других стран или других культур. Любой ребёнок может стать жертвой.
– Наши аккаунты в соцсетях – это наша самопрезентация, это демонстрация себя миру, – отмечает руководитель Центра психологических исследований и консалтинга ТГУ, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Валерия Пантелеева. – То, что там пишут о нас, касается нас напрямую. Кибертравля среди взрослых тоже встречается, но в плане последствий для эмоционального состояния взрослых она не до такой степени серьёзна как для детей и подростков. Однако для взрослых людей последствия могут нанести урон не только самооценке, но и деловой репутации или карьере.
Кибербуллят ли тебя?
Часто у кибербуллинга нет лица. Однако «прилететь» может не только от анонимных или просто незнакомых пользователей в интернете. Переступить черту (и даже не понять этого) могут близкие люди и коллеги по работе, однокурсники, одноклассники.
Всегда внимательно прислушивайтесь к своим эмоциям и ощущениям. Действительно очень сложно уловить грань, когда юмор или чьё-то мнение переходят в стадию издевательства или оскорбления. Если во время диалога, будь то общение с комментатором под постом в социальных сетях или разговор с однокурсниками, вы почувствовали себя некомфортно, и от фраз «это просто шутка», «не принимай близко к сердцу», «ничего личного» не становится легче, следует попросить собеседника остановиться.
– Нужно поговорить начистоту с человеком, действия или поведение которого оскорбляют. Объяснить, почему вы просите его прекратить такое поведение, – говорит Валерия Пантелеева. – Если после этого человек продолжил делать то, что делал, это уже можно счесть намеренным издевательством.
Может показаться, что сейчас в тренде быть тем самым «злым комментатором». И это недалеко от правды.
– Токсичность, как говорят «душность», абьюзерство и прочее – в моде. Подростки сейчас обожают выставлять в тикток или инстаграм слова «токсик», «крыса», «атвалите», тем самым показывая, как они отличаются от поколения родителей, старших сиблингов, – отмечает психолог Игорь Подвербный. – Это их способ заявлять себя и свою позицию миру.
– Думаю, это не мода, а уровень культуры, уровень личностной зрелости, – отмечает в свою очередь Валерия Пантелеева. – Мы в той или иной степени токсичны, а быть понимающим и принимающим недостатки других людей – тяжёлый труд, результат долгой и качественной работы по саморефлексии и саморазвитию. Зрелые нетоксичные люди – это скорее исключение, чем правило.
Уровень агрессии в интернете – со стороны как близких людей, так и анонимных троллей – можно рассматривать как индикатор состояния общества.
– Изменение политической обстановки или экономической ситуации, появление социальных проблем или национальных разногласий, как в зеркале, отражаются в соцсетях в виде недовольства людей своей жизнью, – поясняет Валерия Пантелеева. – Люди могут использовать интернет для выражения собственной злости или неудовлетворённости, возникшей, возможно, даже по каким-то другим причинам.
Голос из онлайна
Екатерина Дмитриева, инстаблогер (@dmtkate – 3,155 подписчиков):
– На моей памяти раз пять со мной случалось то, что называется «кэтфишингом». Возможно, я даже о чём-то ещё не знаю. В последний раз мне написал незнакомый парень из Уфы и скинул мне ссылку на страницу, где девочка прикидывалась мной, но под другим именем.
Ещё произошла совсем смешная ситуация. Девушка сделала мою фейковую страницу, поставила в описании город Тольятти. Девочка со страницы фейка с моими фотографиями познакомилась с молодым человеком, они начали общаться. Парень показал своему другу страничку девушки. Его друг и скинул ссылку на мою страницу. И вот парень мне пишет: «Ну что, завтра всё в силе?» А я его совсем не знаю, говорю: «Здравствуйте, а кто вы? И что в силе?». Он мне: «Всё понятно, я так и знал, это фейк». Получилось весело, конечно. У нас оказались с ним общие знакомые, мы ещё пару раз переписывались.
Мне часто скидывали левые странички с моими фотографиями. Я обычно на них кидала жалобу, просила это делать моих друзей, писала администраторам «ВКонтакте», и их блокировали. Но парочка есть у меня в подписчиках, настолько люди не боятся спалиться.
Если говорить об открытом буллинге, могу сказать, что прямая критика меня мотивирует. Когда есть какая-то реакция, пусть негативная или позитивная, это значит, что мои посты трогают. Людям интересно, потому что они хотят мне ответить, и я пишу не в стол. Негатив подогревает. Если у меня какой-то пост «залетел», и люди пишут хейт, я думаю: «Пишите, пишите побольше!» У меня же актив от этого только разгонится, мне совершенно не обидно.
Как помочь жертве кибербуллинга?
Начинать профилактику кибербуллинга стоит с детства. Эксперты советуют рассказать ребёнку о правилах безопасного пользования интернетом. Во-первых, важно научить ребёнка и подростка не добавлять в друзья сомнительных пользователей. Во-вторых, не принимать SMS или электронные сообщения от незнакомых. В-третьих, стоит настроить конфиденциальность профиля так, чтобы доступ к нему был ограничен.
– Если факт агрессии или травли уже произошёл, первое, что нужно от взрослого человека подростку, – не осуждение и чтение нотаций, а эмоциональная поддержка, – поясняет Валерия Пантелеева. – Работу над ошибками можно будет провести позже, когда утихнет стресс.
Взрослым важно помнить: у подростка нет опыта решения подобных проблем. Часто конфликт между поколениями случается на почве того, что ребёнок не понимает, есть ли в принципе выход из сложившейся ситуации. По словам Валерии Пантелеевой, по этой причине суицидальные мысли легко приходят в голову подростку, так как он не знает, где искать выход, не понимает, что в таких случаях делают взрослые люди.
– Каждому родителю, дети которого являются и агрессорами, и провокаторами, и жертвами кибербуллинга, нужно внимательно слушать строчки песни Игоря Николаева «Первая причина – это ты!». Всё идёт из семьи, – утверждает психолог Игорь Подвербный.
Практически за каждым анонимным оскорбительным комментарием без фотографии стоит человек, которого когда-то тоже сильно обидели. За каждой провокацией или байтом прячется человек, которому не показали допустимых границ поведения в обществе. У каждого «тролля» могут быть свои собственные мотивы, и не стоит забывать, что за подобным поведением может также скрываться и нестабильное психическое состояние или травмы.
– Между тем, это не проблема интернет-ресурсов в чистом виде, – говорит Валерия Пантелеева. – Например, психолог Кирилл Хломов провёл исследование, которое показало, что пространства интернета и реальности стали всё больше пересекаться: кибербуллинг может возникнуть при непосредственном контакте, а продолжиться – в интернете. И наоборот.
Так, например, киберсталкинг часто сопряжён с реальными слежками и физическими угрозами, используется как дополнительная мера запугивания. При этом на сегодняшний день в Российской Федерации не существует отдельного закона, который бы регулировал или контролировал буллинг в интернете. Однако если ситуация уже выходит за рамки онлайна, необходимо обращаться в полицию. Каждой жертве буллинга рекомендуется посетить психолога, чтобы устранить последствия полученного травматического опыта.
Как реагировать на хейтеров и буллинг в интернете?
На этот вопрос сложно дать универсальный совет, но если объединить многие имеющиеся рекомендации, можно составить примерный алгоритм действий для тех, кто оказался в центре кибератаки.
• Игнорируйте. Просто уходите от негатива и не реагируйте на комментарии. «Анонимы» только и ждут вашей бурной реакции, чтобы понять, что их слова действительно задели вас.
• Блокируйте злобных комментаторов. Людей, которые издеваются, провоцируют, неуместно шутят, – в бан! Если хейтеры переходят личные границы, угрожают, то стоит сообщить об этом взрослым (если вы подросток) или отправить жалобу в службу поддержки платформы, на которой происходит буллинг.
• Если отвечаете, будьте добры и уважительны. Это представит вас как человека, который контролирует эмоции и не позволяет хейтеру сбить вас с толку.
• Найдите поддержку. С влиянием негативных комментариев проще справиться, если рядом есть проверенный, честный друг и товарищ.
• Всегда держите в голове, что плохие комментарии – это про хейтеров, а не про вас. Люди, которые любят и уважают себя, точно не нуждаются в том, чтобы самоутверждаться за счёт унижения других.
• Примите, что необъективная критика может быть признаком внутренней боли. Иногда люди срываются в интернете, занимаются травлей и унижением, потому что они работают без выходных на нелюбимой работе или просто проходят сложный период жизни. Их негативные комментарии могут не иметь никакого отношения к вам лично.
• Признайте свои чувства. Вы всегда можете обсудить то, что происходит с вами в интернете, с близкими людьми или обратиться за помощью к психологу. Быть жертвой кибербуллинга не стыдно!
• Оставайтесь собой. Продолжайте делать, что делаете. Чьё-то мнение в соцсетях или попытки вывести из равновесия не должны влиять на вас как на личность. Ведь это всего лишь мнение в интернете.
Многих блогеров упрекают в том, что они блокируют хейтеров или игнорируют людей. «Ты сам выбрал публичную жизнь», «ты блогер – сам виноват, терпи», «ну а что вы хотели, это плата за популярность» – пишут им в комментариях, не понимая, что каждый из нас в любой момент может оказаться на месте того, кого буллят.
Сегодня мы открыто публикуем в своих аккаунтах личные данные, перемещения, чувства, мысли, и это вроде бы в порядке вещей – так делают все. Именно поэтому каждый из нас уязвим. Однако если на улице обещают дождь, вы же берёте с собой зонт, чтобы не промокнуть?
Полезные ресурсы
• Бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета «Дети Онлайн»: detionline.com
• Посвящённый теме кибербуллинга проект «Лаборатории Касперского»: kids.kaspersky.ru
• Проект Mail.ru Group, направленный на борьбу с кибербуллингом: kiberbulling.net