«Премьера одной репетиции»: дневник фестиваля. Как обрести свободу, «Постучавшись в небесную дверь»

В начале сентября в театре юного зрителя «Дилижанс» состоялся ежегодный фестиваль «Премьера одной репетиции». В одиннадцатый раз зрителям дали шанс не только увидеть эскизы спектаклей, но и пообщаться с создателями постановок. О том, как это происходило, – в дневнике фестиваля, который вёл корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Серей Сызганцев.

4 сентября

Второй день фестиваля «Премьера одной репетиции» начался с показа эскиза «Постучавшись в небесную дверь». Театрализацию немецкого фильма «Достучаться до небес» поставили два тольяттинских режиссёра – Пётр и Роман Касатьевы. Роли в эскизе исполнили актёры театра «Дилижанс» Пётр Зубарев и Константин Федосеев. В центре сюжета Мартин и Руди – два друга, умирающие от смертельной болезни и отправляющиеся в своё последнее путешествие, чтобы увидеть море.

Показ эскиза происходил в камерном зале театра «Дилижанс», и, может быть, благодаря минимальному расстоянию между зрителями и актёрами короткая дорожная история воспринималась как сокровенный и душевный рассказ героев о своей жизни. Таким же глубоким и проникновенным является и первоисточник – фильм Томаса Яна «Достучаться до небес».

Создатели постановки заметно сократили сюжет: за героями не гонятся бандиты, чей автомобиль они украли, их не преследует полиция, считавшая одного из них похитителем, другого – его жертвой. Криминальное роуд-муви с перестрелками, погонями и исполнением желаний в обработке Касатьевых превратилось в камерную дорожную историю двух смертельно больных друзей на перепутье судьбы.

Однако контраст реального мира и воображаемого режиссёрам постановки всё же удалось перенести из фильма на сцену. Главная цель Мартина и Руди – добраться до моря, которого они никогда не видели. Море в этом контексте можно воспринимать как символ свободы, умиротворения и надвигающихся перемен. Преследующая друзей смерть – тоже перемена, и герои к ней готовы: как говорит Мартин, «бояться глупо».

В спектакле, как и в фильме, герои убегают от реальности и окунаются в мир фантазий. У Касатьевых воображаемый мир имеет свою специфику: герои падают, кричат и бегают – и всё это показывается зрителю как бы в замедленной съёмке. И фильм, и спектакль прекрасно друг друга дополняют – выдерживается как динамическая составляющая, так и психологическая. Однако фильм всё же глубже и «равномернее» в плане композиции. В эскизе история обрывается неожиданно, словно показ пришлось остановить по техническим причинам, и лишь слово «Конец», появившееся на заднем плане, подсказывает зрителю, что спектакль действительно завершён. Постановке не хватает кульминационного момента и развязки. В финале фильма зритель испытывает мощный эмоциональный всплеск, но сценическая версия его не вызывает – история остаётся логически незавершённой.

– Я смотрела фильм, и интереснее всего было наблюдать, как эта история может быть рассказана на театральном языке, – прокомментировала спектакль член экспертного совета XI фестиваля «Премьера одной репетиции» Ксения Аитова. – Понятно, что убрали линию с двумя бандитами, но, несмотря на это, сочетание пафоса и хулиганства осталось. Но для меня как будто не было финала, какой-то точки. Кроме того, что – ура! – все приехали к морю, хочется эмоционально выйти на финал. Местами есть ощущение недосказанности, не всё становится понятно.

 

• Дневник фестиваля. Часть первая

Просмотров: 634
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей