Инициатор открытия в Тольятти школы креативных индустрий Марина Фрейдлина: «Теперь у детей есть возможность взять в руки фотоаппарат за два миллиона»

Тольяттинских подростков бесплатно научат создавать анимацию и работать с 3D-графикой. Материальная база для первой в городе муниципальной школы креативных индустрий сейчас формируется в Автозаводском районе. Официально образовательное учреждение откроется 1 сентября этого года. Оно будет функционировать в одном здании с художественной школой Марка Шагала. Помогать школьникам осваивать профессии XXI века будут преподаватели Тольяттинского государственного университета (ТГУ). О том, как тинейджерам стать участниками нового проекта, а также об особенностях предстоящего учебного процесса рассказывают директор детской художественной школы имени Марка Шагала Марина Фрейдлина и директор института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ Игорь Панов.

Марина Фрейдлина и Игорь Панов в студии «Толк радио». Фото: Артём Чернявский

– Марина Александровна, не все тольяттинские дети после уроков в общеобразовательной школе или до них занимаются в учреждениях дополнительного образования. Расскажите, пожалуйста, «арт-шагалка», как иногда называют вашу школу, такая же, как и другие муниципальные школы искусств и художественные школы Тольятти, или она всё-таки имеет свои особенности?

– Каждая школа уникальна, мы очень отличаемся друг от друга. О нашей школе можно сказать, что мы постоянно развиваемся. Время динамично меняется, меняемся и мы. Мы уникальны тем, что держим все три направления, которые актуальны, и следим за веяниями времени, чтобы ребята, окончив нашу школу, могли [получать] профессиональное образование. За тридцать два года, что работает школа, были разные, скажем так, требования времени: когда-то нужны были художники, потом возникла потребность в дизайнерах, сейчас, можно сказать, художник – даже не совсем профессия. Профессия – это дизайнер, архитектор, там, где реально есть востребованность и рабочие места. Это очень важно. С развалом Советского Союза перестали существовать художественные комбинаты, которые обеспечивали выпускников художественных вузов рабочими местами.

В нашей школе развивается декоративно-прикладное направление. Базовая специальность – керамика. Благодаря ей в 2014 году мы стали лучшей школой России. Регулярно проходят выставки. Только в Самаре за последние четыре года прошли три выставки в особняке Клодта (Детская картинная галерея). Второе направление – дизайн – существует более двадцати лет, нам интересно развивать его дальше. И третье направление – живопись, где идёт хорошая коллаборация с Академией акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

– И вот это направление, о котором мы сегодня поговорим, будет четвёртым в вашей школе?

– Да. Оно реализуется в рамках нацпроекта «Культура» и его подраздела «Сделано в России». В течение трёх лет в России будет открыто девяносто девять школ креативных индустрий. Это направление сейчас очень актуально и будет развиваться.

– Художественная школа имени Марка Шагала, как вы сказали, уже тридцать два года содействует развитию креативных индустрий в России. Марина Александровна, из этих тридцати двух лет сколько лет вы возглавляете школу?

– Тридцать два года и возглавляю. Сначала это был мой кружок керамики, потом – изостудия, потом благодаря Сергею Фёдоровичу Жилкину (в 1994–2000 годах – мэр Тольятти, в 2001–2008 годах – ректор Тольяттинского государственного университета. – Прим. ред.) были выделены помещения, а АВТОВАЗ закупил нам немецкие печи, которые до сих пор работают.

– Мне кажется, не только богатая история школы имени Шагала стала причиной открытия на её базе школы креативных индустрий. Какими были критерии? Кто принимал решение о том, что вы имеете право стать участниками федерального проекта?

– Это достаточно серьёзный конкурс. При отборе обращали внимание на всё: наличие лицензии, помещения, программ, специалистов. Была большая комиссия. И мы рады, что победили.

С 1 сентября этого года у нас будут открыты три направления: фото- и видеопроизводство (двадцать бюджетных мест), дизайн (тоже двадцать бюджетных мест), мультипликация и 3D-моделирование. Дизайн будет с производственными модулями, то есть то, что разработает наш ученик, можно будет изготовить на лазерном станке, распечатать на цифровом широкоформатном принтере, на баннере, на ткани, на чём угодно. Будет готовый продукт.

На следующий год мы наращиваем мощности, ребята перейдут во второй класс, появятся ещё шестьдесят мест. Итого – сто двадцать учеников в течение двух лет по общеразвивающей программе креативных индустрий получат дополнительное образование, которое в дальнейшем станет хорошим стартом для поступления, надеюсь, в наш опорный вуз (имеется в виду Тольяттинский государственный университет, в 2017–2021 годах реализовавший программу развития опорного университета. – Прим. ред.), где также будут открыты бюджетные места по этим направлениям.

Отдельно хочется сказать о нашем тесном контакте с Тольяттинским государственным университетом, который длится уже семнадцать лет точно. Мы проводим конкурс по академическому рисунку и живописи имени Репина. В этом конкурсе ТГУ служит базовой площадкой, и мы всегда получаем тёплые слова на награждении от директора института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ Игоря Геннадьевича Панова. Это наш дом, выпускники университета – наши будущие преподаватели, а наши выпускники – это и студенты университета. Мы рады такому сотрудничеству, рады, что есть высшее образование в этой важной для нас сфере. Университет, как и наша художественная школа, динамично развивается, мы это видим. Открытие новых направлений говорит о том, что мы идём в ногу со временем вместе с университетом.

Помещение школы креативных индустрий в Гусеве (Калининградская область)

– Есть ли сейчас в России школы креативных индустрий с таким же, как у вас, набором модулей?

– Набор модулей во всех школах разный. Всего по нацпроекту даётся возможность открыть шесть модулей. Мы взяли три. Кроме тех, что взяли мы, есть ещё модуль по VR-технологиям, звукорежиссура и цифровая музыка.

Уникальность программы школ креативных индустрий ещё и в том, что раз в несколько недель (в нашем случае – каждые три месяца) ребята меняются студиями. Получается «карусель»: ребёнок «посидел» на звукорежиссуре, потом попробовал себя в фото-, видеопроизводстве... А уже на второй год обучения они выбирают одну конкретную специальность, идут в своём направлении и выходят на итоговый дипломный проект.

Что ещё мне нравится в этой концепции – ребята объединяются в группы, могут работать в команде. Художники достаточно интровертны, а когда интроверт становится специалистом, ему приходится работать в команде. Навыки взаимодействия, коммуникации приходят как раз на таких совместных проектах, как в нашей школе. Появляются лидеры, ведомые. Это очень интересно.

Ученики защищают проекты. Сейчас дети стали очень интересными, они умеют говорить, они умеют [отстаивать] свою точку зрения, с ними можно поспорить, порой я сдаюсь, и они убеждают, что я не права. Последняя выпускная работа по «Федориному горю» Чуковского... Неопрятная женщина, которая не следила за бытом, – в моём понимании она непричёсанная, грязная. И вдруг на защите я вижу Федору другой: миниатюрная хрупкая блондинка в очках, интеллигентная. Мы говорим: «Ну это не Федора как бы». А выпускница мне: «Нет, это в вашем понимании она неопрятная старуха, а она просто творческий человек. В принципе, я тоже Федора, у меня тоже везде бардак».

– С себя писала девушка.

– Да, они видят так, и здорово, что они умеют отстоять свою точку зрения, убедить взрослого человека.

– Материальная база школы креативных индустрий формируется благодаря гранту. Более сорока шести миллионов рублей предоставляет федеральный бюджет. Марина Александровна, какое оборудование будет куплено за счёт грантовых средств?

– Немного поправлю. Сорок шесть миллионов четыреста тысяч рублей – это вся сумма проекта. Мы будем ещё дополнительные средства просить у нашей городской думы на обустройство помещения, интернет...

Деньги, выделенные по гранту, – целиком под закупку оборудования. Шестьдесят четыре процента – федеральные средства (двадцать восемь миллионов двести тысяч рублей), ещё тридцать шесть процентов – это софинансирование из областного бюджета (пятнадцать миллионов девятьсот тысяч) и городского бюджета (два миллиона триста тысяч рублей).

На каждую студию пойдёт по пятнадцать миллионов. Это уникальное, дорогое, профессиональное оборудование. Полноценная видеостудия, где можно снимать прямые трансляции, современная техника. Я счастлива, что детям досталось хорошее финансирование, не по остаточному принципу. Теперь у детей есть возможность взять в руки профессиональный фотоаппарат за два миллиона, которого нет даже у профессионального фотографа. Почему нет? Почему бы не начинать [профессиональный путь] с хорошего, с правильного? Плюс программы и техника быстро устаревают, а наше оборудование не устареет настолько быстро.

Мы закупим современные компьютеры, поставим серверные, где будут храниться все данные, видеокамеры, фотоаппараты. Для мультстудии – планшеты. Что мне особенно нравится в этом проекте – наличие производственного модуля, ведь искусство может быть и материальным, и благодаря этому модулю искусство можно потрогать, распечатать, изготовить 3D-модель того, что ты придумал в виртуальном мире.

Надеемся, наш проект встанет на ноги, мы сможем работать не только с детьми, но и со взрослыми, сможем привлекать средства для развития, делать просветительские проекты для города совместно с университетом, может, с бизнесом будет какой-то интерес. У нас был хороший опыт с [генеральным директором группы компаний «ЭкоВоз» Денисом] Волковым, делали дизайн-проект вагончиков для сортировки мусора. Мне вообще очень нравится адресно работать, когда бизнес воплощает идеи и разработки наших ребят.

Ещё [есть] мысль сделать привлекательным наше место на Свердлова, 10. Нам ведь достался очень неухоженный хозблок в Новом городе, где раньше были прачечные, комбинаты, где жили бомжи. Мы привели это здание в хороший вид, и мне хотелось бы, чтобы и территория вокруг нас [была облагорожена]. Мы надеемся с горхозом пообщаться, может быть, с бизнесом. Поставить арт-объекты на территории. Как здесь, вокруг университета, мы видим прекрасный сквер, Шурика, который бежит на занятия... Нам бы тоже хотелось развиваться в этом направлении.

Школа креативных индустрий в Калининграде

– В школе креативных индустрий пользоваться материально-технической базой, во всяком случае, на старте, могут дети в возрасте от двенадцати до семнадцати лет, всё верно?

– Да-да, возраст стоит восемнадцать, но мы понимаем, что, взяв восемнадцатилетнего, уже ничему его не научим. Поэтому семнадцать лет. Чтобы хотя бы за год – до восемнадцати лет – мы выпустили уже специалиста.

– Для детей – вы обозначили контингент в шестьдесят человек – занятия в школе будут бесплатные.

– Да.

– Образовательный курс для детей рассчитан на два года.

– Да. На выходе у воспитанников будет итоговый проект по тому направлению креативной индустрии, которое они выбрали.

– И потом этот дипломный проект возможно будет как-то воплотить в жизнь?

– Мы на это нацеливаемся. Многие наши проекты – это что-то материальное, что можно увидеть, это привязка к какому-то адресному месту. Адресное место – это наш город, сейчас вот прекрасная набережная у нас открылась, почему бы не использовать её для создания арт-объектов. Навигация опять же...

– Кто будет обучать воспитанников школы креативных индустрий?

– Сейчас мы в активном поиске. И в соцсетях, и в университете мы объявили о вакансиях. Ищем директора школы креативных индустрий, преподавателей направления «Дизайн, мультипликация», преподавателей фото-, видеопроизводства. Очень надеемся на университет, который пригласит специалистов, и мы будем приглашать их и к себе на лекции. Кстати, чем ещё уникален наш проект – в нём заложена высокая планка кураторства, мы будем приглашать ведущих, именно практикующих дизайнеров. Когда ребятам рассказывает о [профессии] успешный практикующий современный руководитель дизайн-студии или известный архитектор, это имеет большой вес и стимул для развития детей. Поэтому, думаю, с университетом будем работать в коллаборации, в том числе для приглашения лекторов – ведущих специалистов.

– Правильно ли я понимаю, что коллаборация Тольяттинского госуниверситета и школы креативных индустрий, если обобщить, следующая: в школе дети приобретают в большей степени практические навыки благодаря материально-технической базе, а университет – больше теоретическая подготовка?

– Совершенно верно. В университете, кстати, есть Точка кипения, которая может стать местом встречи не только наших ребят, учащихся школы, со студентами ТГУ, но и из города могут приходить люди. Правильно я понимаю, Игорь Геннадьевич?

– Это верно.

– Игорь Геннадьевич, поскольку уже с декабря в ТГУ существует специальная структура – центр креативных индустрий, логично предположить, что после завершения учёбы в школе креативных индустрий её выпускники могли бы продолжить обучение в Тольяттинском государственном университете. Рассматривается ли такая возможность?

– Мы всегда рассматриваем возможные партнёрские отношения с любыми организациями. У нас сейчас открывается программа подготовки «Медиаарт и анимация», готовых специалистов в этом направлении ещё нет. Но у нас есть выпускники других наших направлений – педагоги и художники-живописцы, которые освоили креативные технологии сами и, обладая художественным вкусом и цифровыми компетенциями, вполне могут преподавать эти дисциплины.

Как Марина Александровна ранее сказала, мир изменился. Сейчас художникам-живописцам или преподавателям работать сложно, и люди, следуя мировым тенденциям, всё больше уходят в «цифру». Это видно на примере и наших выпускников: многие начинают заниматься IT-технологиями на фрилансе. Не следовать этим тенденциям, мне кажется, опрометчиво, мы должны держать руку на пульсе. Поэтому у нас открылось это новое направление подготовки «Медиаарт и анимация». Это программа подготовки бакалавриата, где ребята будут учиться видео- и фотосъёмке, монтажу, созданию 2D-, 3D-роликов, и «на выходе» они будут обладать, скажем так, готовым бизнесом для воплощения своих идей. Когда я узнал, что в художественной школе Марка Шагала открывается школа креативных индустрий, а у нас по стечению обстоятельств образовался центр креативных индустрий, [я понял –] это судьба. Тем более, как было ранее сказано, у художественной школы и ТГУ тёплые, дружеские отношения, сам бог велел сотрудничать и в этом отношении. Сотрудничать в том числе и преподавателями, и мы предполагаем, что выпускники школы креативных индустрий будут плавно перетекать в наш центр креативных индустрий ТГУ.

Одно из помещений школы креативных индустрий в Кинеле (Самарская область)

– И бюджетные места тоже планируются?

– На 2023 год набора уже выделены десять бюджетных мест на направление подготовки «Медиаарт и анимация». А с марта 2023 года у нас будут открыты подготовительные курсы на это направление. Предполагается, что абитуриент (или вообще любой желающий, даже тот, кто не собирается потом поступать в вуз) на эти курсы приходит, выполняет ряд заданий и за три месяца, на которые рассчитана программа курса, создаёт мини-проект. На курсах даётся минимум, чтобы человек понял, чему будет учиться, если решит поступить на это направление.

– Марина Александровна, что уже выполнено в рамках создания школы креативных индустрий?

– Подготовлен проект реконструкции площадей, подготовлены спецификации для закупки оборудования под студии. Мне нравится, что у фото- и видеонаправления будет квадрокоптер, уже представляю, как можно снять красивые места нашего города, увидеть их с высоты птичьего полёта. С февраля стартует закупка оборудования, летом будет проведена реконструкция. Мы надеемся 1 сентября открыть двери, поэтому в августе будет открыт набор, будут культурно-просветительское мероприятия для города. Думаю, совместно с университетом мы расскажем о том, что мы делаем, с помощью какой-нибудь арт-акции.

– Вы говорили, что сотрудники для школы креативных индустрий ещё не набраны...

– Да. Нужны четыре человека точно. Три преподавателя, директор и, возможно, системный администратор. Есть рабочие места для студентов, выпускников, будущих специалистов.

– Расскажите о требованиях к соискателям.

– Мы готовы взять человека без опыта работы. Единственное – если у соискателя нет педагогического образования, [необходимо] пройти переподготовку, потому что профстандарт сейчас жёстко регламентирует этот момент.

В школе креативных индустрий в Калининграде преподаёт уникальный звукооператор, который востребован везде. Зачем он пошёл преподавать? Волшебных денег в сто-двести тысяч он там не заработает. Он сказал: «Вы знаете, я уже столько всего умею, меня это переполняет, я очень хочу поделиться этим. А дети отзывчивые и благодарные, глаза горят, подарочки, обнимашки. Я прихожу – и меня здесь купают в радости и любви, чего от заказчиков я не получаю». Здорово, если такие люди придут [и к нам]!

Когда преподавать приходит молодёжь (опять же опыт Калининграда), тоже интересно. Они говорят с детьми на одном языке, они одного поколения. У них свежее восприятие, и вместе у детей и преподавателей получается такой творческий «бульон», у обеих сторон есть интерес. Тем более, если у них получаются какие-то проекты и они получают за них награды.

Инициатор открытия в Тольятти школы креативных индустрий Марина Фрейдлина: «Теперь у детей есть возможность взять в руки фотоаппарат за два миллиона»
Просмотров: 4836
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей