«Волнение – это желание достучаться до чьего-то сердца». Студентка ТГУ Элен Парсян – о том, как рождаются стихотворения

Что вы чаще всего видите на странице 19-летних девушек во «ВКонтакте»? Фотографии с парнем и подругами? Новый маникюр? Тарелки с едой и репосты конкурсов, обещающих халяву? Моя сегодняшняя гостья рвёт шаблоны. Вместо всего этого она размещает стихотворения. И не просто тексты, а видеомонологи, подаваемые артистично и красиво. И если моя визави решит выпустить книгу с собственными сочинениями, ей даже не придётся придумывать псевдоним, потому что её имя и фамилия сами по себе уже произведение искусства. Элен Парсян – студентка первого курса кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета. В ближайшие минуты она расскажет, кто посеял в ней литературные зёрна и способствовал росту поэтического урожая.

Чтобы красивая девушка в свои девятнадцать на набережной не селфи делала, а стихотворения записывала, в своё время рядом с ней должен был оказаться очень увлечённый человек.

– У меня в семье, наверное, никто не интересуется поэзией так, как я. Мне это лирическое настроение передалось от моей учительницы по литературе Чесноковой Галины Максимовны. Я училась в 84-й школе, и именно учительница привила мне любовь и тонкое, очень аккуратное отношение к поэзии. Когда любишь то, чем занимаешься, заражаешь этим других.

На своей странице во «ВКонтакте» Элен Парсян размещает как произведения других поэтов, так и собственные. Стихосложением она начала заниматься в том возрасте, когда большинство детей учится писать и читать.

– Будучи ребёнком, я чувствовала нужду в том, чтобы начать писать, и полноценное произведение у меня появилось в семь лет, когда у меня родился брат. Я очень хотела, чтобы у меня появился либо братик, либо сестрёнка. И вот эту необъяснимую сильную эмоцию я воплотила в стихотворении.

Благодаря окружающим из искры возгорелось пламя.

– Я всегда буду с огромной любовью говорить о своей школе. Именно там я обрела те возможности самореализовываться, которые у меня были. Бесконечные конкурсы сочинений, ораторского мастерства, конкурсы авторских произведений, в которые как раз учительница вовлекала меня. Поэтому площадка для самореализации была огромной, она была и вне школы. Главное, чтобы был человек, который тебя направит, который выведет на эту площадку. У меня такие люди были, и поэтому в школе я получила огромный опыт. Сейчас, слушая истории взрослых людей о своих школьных годах, понимаешь, что не всегда учителя готовы идти на этот контакт, поэтому я очень ценю тех, кто меня учил.

Дрова в поэтический костёр Элен Парсян подкидывала и подруга. Также молодого мастера слова поддерживали родители, и в какой-то момент Элен поняла, что со своим творчеством она может знакомить не только семью и друзей.

– Я до сих пор не уверена, что у меня хорошо получается. Мне кажется, это нормально. Критическое отношение к самому себе присутствует, но именно борьба, выход из зоны комфорта, желание пробовать движет мною, поэтому я начала выкладывать видео. Кому-то это нравится, кому-то нет, у всех разное отношение, но для меня это попытка самореализоваться, донести свои мысли, оказаться полезной.

Могу прочитать стихотворение, которое для меня очень важно. Месяца три назад я наткнулась на фразу в интернете: «Тебя обожают буквы, особенно та, что „я“». Эта игра слов мне показалась очень интересной, и я захотела написать стихотворение.

Говорила ж себе, убеждала ночами и днями:

«Не читай старых писем, все мосты за собою сжигай,

И если вперёд, то какими угодно путями,

Только письма, прошу, не ищи, не лелей, не читай».

 

Россыпь слов так бесстыдно поманит в былое,

Сердце вспомнит когда-то отчётливый ритм.

Я хотела б забыть, только что-то ужасно родное

До сих пор гулко бьётся и предательски сильно болит.

 

Ты твердил мне, что встречи – они предначертаны свыше,

И нужно ценить те подарки, что дарит нам жизнь.

Потому и стихи из нескладных и глупых двустиший...

«Даже их, – обещала, – даже их буду верно хранить».

 

Никогда б не читать эти письма, почерк прошлого вовсе стереть.

И шагая вперёд, начинать всё бесстрашно с нуля.

Только строчки немые я не в силах никак одолеть,

Тебя обожают буквы, особенно та, что «я».

У людей есть разные причины писать стихи: влюблённость или разочарование, одиночество или желание сделать приятное близкому... Элен Парсян на творческую волну поднимают мощные эмоции.

– [Я пишу] в моменты душевного опустошения, как бы это грустно ни звучало, или же в моменты противоположные, когда ты настолько счастлив, что выразить своё счастье можешь только строками. То есть это очень сильные чувства, очень сильная эмоция, потому что в нейтральном состоянии лично я ничего не могу написать. Нужно находиться на каком-то пике.

Свои стихотворения и произведения других авторов студентка ТГУ публикует на своей личной странице во «ВКонтакте», в приложении «Поэзия» и на ютуб-канале «Элен Парсян».


– Больше всего отзывов я получаю от своих друзей, преподавателей. С поступлением в вуз моя аудитория стала основательной, потому что здесь люди более заинтересованные, творческие, я это вижу. Моим одноклассникам, к примеру, было не особо интересно моё творчество, но одногруппники, студенты с других направлений меня поддерживают, они искренне интересуются тем, что я делаю, даже в какие-то моменты выражают критику. Для меня это особенно ценно.

В Тольяттинском госуниверситете есть два направления подготовки, которые, как правило, выбирают абитуриенты-поэты: «Журналистика» и «Филология». Сначала Элен Парсян была настроена стать русистом.

– Я случайно оказалась на кафедре журналистики. С другой стороны, говорят, что случайностей в жизни не бывает. Возможно, это было предначертано. Я хотела поступать на направление «Филология», это была моя цель, но в связи со сменой предметов для поступления я не смогла поступить и выбрала смежное направление – журналистику. Позже думала перевестись на филологию, но сейчас желание отпало. Я не знаю, что будет дальше, но пока я прикипела к месту, в котором нахожусь.

Чтобы поступить на кафедру журналистики, литературу в школе надо сдать как минимум на 40 баллов. Элен Парсян обеспечила себе гарантированное прохождение конкурса.

– Я набрала по литературе 80 баллов. Это хороший результат, но синдром отличницы внутри говорил: «А почему не 90+? А почему не 85 хотя бы?» Так получилось. Я была к экзамену готовой, абсолютно уверенной, хотя я редко бываю в чём-то уверенной на сто процентов. Вышла с экзамена и сказала: «Ладно, не сто баллов, так 99». Результат оказался немного другим, значит, так было нужно, значит, на столько написала. Потом я с этим смирилась.

80 баллов по литературе, 82 – по русскому языку, 3 балла за красный аттестат и прилагаемую к нему медаль – этими результатами Элен доказала, что не просто ходила в школу, а училась в ней. Вскоре у неё будет возможность использовать и знания, полученные на кафедре журналистики. Не исключено, что качество поэтических видеороликов моей героини повысится.

– Мой процесс съёмки видеороликов незаурядный. Когда нахожу стихотворение, которое готова прочитать, я либо готовлюсь морально, чтобы снять видео, либо подготавливаюсь в этот же момент: накраситься, причесаться. У меня нет каких-то особенно ярких мультимедийных моментов. Я просто снимаю то, как читаю, и стараюсь передать своё восприятие стихотворения через видео.

На видео Элен Парсян чаще читает стихотворения, написанные другими людьми. Произведения, которые ложатся в основу ролика, студентка находит во «ВКонтакте». Она подписана на множество групп, где публикуются работы в основном современных поэтов. Не забывает поклонница лирики и о таком надёжном источнике, как книга.

– Если говорить о стихотворениях, то большинство произведений, которые я читала на камеру, взяты из моих любимых сборников, которые я периодически читаю. Прозу можно перечитывать несколько раз, но стихотворения – гораздо больше. Мои самые любимые сборники в виде книг (не электронных) – шестидесятники. Рождественский, Булат Окуджава, Эдуард Асадов.

Их стихотворения Элен записывает на телефон. Но это не всегда видеоселфи.

– Есть у меня на странице одно видео, где я читаю стихотворение «Мальчуган» Семёна Чирикова, если не ошибаюсь. Это видео снимала моя близкая подруга, одногруппница Ангелина. Был крайне трогательный процесс, потому что было очень холодно, но она до последнего стояла и снимала меня, рука не дрогнула. Вот такие у меня замечательные друзья.

Не всегда Элен удаётся записать стихотворение с первого дубля. Иногда их приходится делать 50. Одна из причин – поэтический блогер не учит стихотворение заранее.

– Я сажусь, ставлю телефон и начинаю с монитора читать стихотворение так, как будто я его знаю, с выражением, с расстановкой, с интонацией. И в процессе я читаю так раз 10–15. Стихотворение само запоминается. Финальный кадр я читаю, уже глядя не в монитор, а в камеру телефона. Так получается запись.


У Элен нет графика размещения видеороликов. Время появления очередного стихотворения зависит исключительно от вдохновения. Вместе с тем есть зрители, которые готовы видеть и слышать Элен как можно чаще.

– У меня небольшая аудитория, есть люди, которые постоянно дают обратную связь, и реагируют они все по-разному. Бывает критика, бывает положительный отклик. Люди не боятся говорить, что думают, в особенности в интернете, потому что как-никак это маска, определённый щит, барьер. Если критика конструктивна, то хорошо. Я рада, что у меня есть такая обратная связь.

В Тольяттинском госуниверситете у Элен Парсян есть масса возможностей увидеть своего зрителя вживую. И студентка не упускала шанс выйти на сцену.

– Я участвовала в конкурсе дебютных выступлений «Грин-шоу» (оно состоялось в этом учебном году осенью) и взяла там лауреата. Участвовала в показательном выступлении внеучебной деятельности ТГУ. Конечно, участвовала в Студвесне. Это огромный опыт, огромный шквал эмоций. Выступала со стихотворением Эдуарда Асадова «Подруги» и взяла дипломанта первой степени.

По словам студентки, читать стихотворение со сцены намного труднее, чем записывать его на телефон.

– Записывая видео дома, я не волнуюсь. Сижу в комнате одна и понимаю, что степень ответственности как будто уменьшается. Я могу быть более искренней, потому что, когда читаешь стихотворение, это похоже на исповедь. А тут я дома, перед своим телефоном... Конечно, потом запись публикуется, но в процессе чувствую себя спокойно. На сцене ты смотришь непосредственно в глаза людей, читаешь им – тебе легче, потому что видишь своего слушателя, понимаешь, что перед тобой люди, которые умеют чувствовать, слышать, которые воспринимают то, что ты говоришь, и это отзывается в них. От этого тебе легче и трепетнее. С другой стороны, чувство волнения присутствует, поэтому сцена – это трудно для меня. Я не борюсь с волнением, я его абсолютно принимаю. Если ты волнуешься, значит, тебе не безразлично, что ты делаешь. Волнение – это ответственность, желание сделать хорошо, достучаться до чьего-то сердца. Я уже смирилась с тем, что каждый выход на сцену – это волнение. Когда слышишь рассказы актёров, которые говорят о том, что они каждый раз волнуются, выходя на сцену, вне зависимости от того, сколько раз они это делали, понимаешь, что волнение – это основополагающее, это двигатель и мотор.

Студентке Тольяттинского госуниверситета Элен Парсян одинаково интересно озвучивать как собственные стихотворения, так и чужие.

– Авторство прикрывает в какой-то степени. Когда читаю о слёзной любви – это не я сильная и независимая, это, к примеру, Пушкин. Когда читаешь своё стихотворение, ты раскрываешь перед всеми свою душу, рассказываешь то, что волнует тебя. Решиться прочитать своё стихотворение труднее. Но интересно читать абсолютно всё. Вдохновение я беру у других людей. Сейчас известна Анна Егоян, она также занимается подобной деятельностью, ведёт свои концерты. Анна была первым чтецом в ютубе, кого я увидела. Она меня вдохновила, но, читая стихотворения, я не стараюсь читать произведения, как Анна. Если повторять интонационное выражение, получится не от себя. Поэтому вдохновение черпаю, но читаю так, как чувствую я.


Не всем дано прочесть стихотворение так, что слушатель проникнется каждым произнесённым словом. Те, кто способен создавать осязаемую поэзию, – как правило, – выпускники театральных отделений. Но бывают исключения.

– В театральных отделениях я не занималась. Дело не в артистичности, а в том, насколько ты близок к тому, что читаешь. Никогда не связывала свою деятельность с актёрской способностью. Актриса из меня та ещё. Произведения, которые я пыталась прочитать, войдя в роль, у меня получались неудачными, потому что не могу притворяться. У меня всегда все эмоции на лице. Это огромный талант именно актёров, я себя к этому не приписываю. Я читаю то, что идёт от души, и когда это искренне – может, и похоже на актёрскую деятельность... Прочтение стихотворений – это раскрытие души, своего эмоционального состояния, своего внутреннего «я».

Прочитаю оптимистичное стихотворение – потому что мы живём в нелёгкое время. Лёгких времён в принципе не бывает...

«Что главное в жизни?» – вдруг задали сложный вопрос.

И дрожь пробежала в сознании спящих людей.

Пытаясь проснуться от быта и сладостных грёз,

Толпа всё искала ответ в череде своих дней.

 

Кто-то, конечно же, вспомнил о доме и детях.

Тепло разлилось из сердец, что способны любить.

И в этих словах, во фразах осмысленных этих

Жила неподдельная честность, жила неподдельная жизнь.

 

Другие же точно сказали, что главное – цель и карьера,

Глаза их горят, а разум до крайности чист.

И в этих словах, таящих стремление и веру,

Кипела всё так же она – неподдельная щедрая жизнь.

 

Третьи твердили о лирике, чувстве и музе,

Для счастья всего-то им нужно: перо, чистый лист.

И в этих словах слились в неразлучном союзе

Безмолвная нежность и неподдельная жизнь.

 

На каждую новую мысль сердце моё откликалось,

И радостно так, что звёзды на небе сошлись.

Слова сокращая до смысла на самую малость:

«Главное в жизни – это, конечно же, жизнь».

Развитие своего поэтического видеопроекта Элен Парсян видит в расширении аудитории. Она уверена, что и её будущая работа всегда будет связана с непосредственным контактом с людьми.

Послушать и посмотреть поэтические видеоработы Элен Парсян можно на её личной странице во «ВКонтакте», на ютуб-канале и в приложении «Поэзия».

«Волнение – это желание достучаться до чьего-то сердца». Студентка ТГУ Элен Парсян – о том, как рождаются стихотворения
Просмотров: 683
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей