Дорога к реке. Магистрантка ТГУ Елена Кочева – о том, как совместить журналистику и искусство

Как найти красоту? Её можно увидеть во всём и особенно – в природе родного края. А если вы искусно владеете фотоаппаратом и умеете останавливать яркое мгновение, то, приложив усилия, сможете собирать из полученных деталей удивительные экспозиции. Так делает магистрантка института изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Елена Кочева. Будучи журналисткой, она состоит в Творческом союзе художников «Солярис», пишет стихи, занимается фотографией. А недавно в Тольяттинском театре кукол у Елены прошла уже седьмая персональная выставка, на которой были представлены экспериментальные кадры, сделанные с помощью объектива Lensbaby. О том, как совместить несколько профессий и почему важно уметь наблюдать, она рассказала корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Ульяне Колмогоровой.

Елена Кочева. Фото из личного архива

По пути искусства

 Елена, так получилось, что я знаю вас как журналистку и совсем недавно познакомилась с вами как с фотографом. Сейчас вы обучаетесь по программе «Художественное образование» в ТГУ. Расскажите, почему вы выбрали такую стезю?

– Путь искусства я выбрала достаточно давно, ещё в середине девяностых годов начала им заниматься. Так получилось, что у меня есть музыкальное образование, а вот художественного не было. И не то чтобы мне его сильно не хватает. Я пошла учиться в ТГУ, чтобы совершенствоваться в искусстве мозаики. Очень оно мне нравится, и я хотела бы в нём развиваться. Ну и, конечно же, такое общее художественное образование не будет лишним абсолютно точно. Тем более что я веду различные мастер-классы и теперь смогу делать это, имея определённую квалификацию.

 А в журналистику вы как пришли?

– Журналистику я не выбирала изначально, с ней вообще всё получилось почти случайно. В тот год я думала, что буду поступать в Ленинградский институт киноинженеров, потом в наше тольяттинское музыкальное училище. Но волею судеб, благодаря тому, что я стала публиковаться и меня перетащили из рок-студии в газету, я поступила на журфак в Казань. Заочно стала учиться, и оказалось, что это тоже мне близко.

 Сейчас, по прошествии лет, можете ли вы сказать, что тяга к искусству всё-таки победила?

– Думаю, да. Потому что это именно то, чем бы мне хотелось заниматься дальше. Я организовала уже много выставок, и мне нравится заниматься искусством, изучать его. В то же время как у журналиста и литератора (я пишу стихи и малую прозу) у меня тоже очень много планов. Есть много материалов, которыми хотелось бы поделиться. В первую очередь касающихся объектов культурного наследия, музеев и других достопримечательностей – как в нашей стране, так и за её пределами. И журналистский опыт помогает мне в кураторской работе, потому что я сама могу написать релиз, знаю, как сделать рассылку СМИ. Мне это очень помогает, в том числе и в художественной деятельности.

Фото: Елена Кочева

Съёмка – отдельный процесс

– У вас недавно прошла персональная выставка «Дорога к реке», на которой были представлены экспериментальные фотографии. С чего началась ваша работа над ней?

– С желания делать больше таких снимков. Съёмкой с объективом Lensbaby я занимаюсь примерно уже лет пять, с переменным успехом. Но такие снимки делаю не так часто, в основном занимаюсь традиционной фотографией. В этом году в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея была городская выставка «Свет и тень». И я, будучи куратором площадки экспериментальной фотографии, вдохновилась работами авторов и решила развивать в городе эти виды съёмки. Когда я узнала, что в театре кукол будет премьера спектакля «Ёжик и Медвежонок», то подумала, что его стилистику может передать объектив Lensbaby. Он делает точечную фокусировку, а всё остальное размывает. Я предложила сделать такую выставку – и всё получилось.

– Была на этой выставке. Хочу сказать, что снимки замечательные. При их рассмотрении кажется, что смотришь на природу сквозь призму сна. А как вы воспринимаете запечатлённые образы?

– На самом деле, большинство фотографов относятся к съёмке, может быть, менее романтично, чем люди, рассматривающие их творения. Я имею в виду, что нам интересно видеть кадры, сюжеты, объекты с технической точки зрения. Тут ещё важна насмотренность. Допустим, какой-то человек пройдёт тем же путём и, возможно, даже не заметит те детали, которые я снимала: листочек на дереве, какой-то корешок...

– Насколько природа – сильный источник вдохновения?

– Я вообще предпочитаю снимать либо природу, либо архитектуру. Естественно, занимаюсь и репортажной съёмкой, и спортивной когда-то занималась. Людей фотографирую редко. А природа вдохновляет так же сильно, как и архитектура – моя большая любовь.

– В какое время вам больше нравится фотографировать?

– Зимой меньше нравится снимать, чем летом, осенью или весной. Но это не принципиально. Я фотографирую в любое время года.

– Расскажите про ваш подход к съёмке.

– Для меня зачастую съёмка – это отдельный процесс. Бывает так, что я еду куда-то и беру с собой только два телефона – и мне этого достаточно, чтобы поснимать. Но если я ставлю определённую задачу, то беру уже фотоаппарат, объективы, выделяю под работу время. Когда я ехала в Венецию, я специально бронировала хостел, который находится в самом сердце города, чтобы можно было снять город в любое время суток, в частности – безлюдным. То есть, если у меня задуман фотопроект, я выстраиваю вокруг него свои графики и быт. Я тот человек, который, поехав в Петербург, пойдёт не в Эрмитаж, а отправится на Васильевский остров. И будет долго-долго там идти пешком, чтобы дойти до какой-то стройки и обнаружить рядом с ней ту самую водонапорную башню, ставшую одним из символов промышленной архитектуры. Эта башня создана архитектором Яковом Черниховым для канатного цеха завода «Красный гвоздильщик», её ещё приезжала смотреть Заха Хадид вместо банкета по случаю вручения ей Притцкеровской премии. Тут просто стоит добавить, что и в Эрмитаже я была много раз и неплохо его знаю.

Фото: Елена Кочева

«Я в реке, пускай река сама несёт меня!»

– Так как уже упомянутая выставка «Дорога к реке» была приурочена к премьере спектакля «Ёжик и Медвежонок», не могу не спросить: как вы относитесь к сказкам Сергея Козлова?

– Я их никогда не читала, смотрела только мультфильм. А спектакль меня очень тронул, он очень хороший. Вообще, в нашем кукольном театре много хороших спектаклей, на которые можно ходить и ходить.

– Это, конечно, субъективный взгляд, но вы удивительно точно уловили объективом эстетику историй о Ёжике и Медвежонке.

– Я старалась. Почему вообще выставка называется «Дорога к реке»? Река есть и в спектакле, и в мультфильме («Ёжик в тумане», режиссёр – Юрий Норштейн. – Прим. авт.). Думаю, она есть и в произведениях Козлова. Фотографии сделаны у реки. Летняя часть выставки снята на даче подруги и в её окрестностях, недалеко от Зольного. А осенняя – в лесу Портпосёлка, там, где спуск от здания мастерских союза художников «Солярис» к пляжу «Волжский замок». И финальная точка этой экспозиции – у реки. Два друга приходят к реке и уходят в закат.

– Раз уж мы упомянули творение Юрия Норштейна (а он тоже художник), то интересно, чьими шедеврами вы вдохновляетесь?

– Список имён внушительный, навскидку могу назвать Архипа Куинджи, Зинаиду Серебрякову, Ван Гога, Клода Моне, Жоана Миро, Карла Брюллова, Игоря Грабаря. Люблю и «старых» мастеров: Эль Греко, Тинторетто, Пиранези, Рембрандта – их можно бесконечно перечислять. А ведь ещё фотографии, фильмы, архитектура!

– Какие рекомендации вы можете дать зрителю о том, как правильно рассматривать произведение визуального искусства?

– Мне кажется, если взять любое произведение, будь то картина или фотография, талантливо сделанная, зритель сразу поймёт, куда ему смотреть. То есть какой-то центр определённый уже есть, и он находится безошибочно. Просто, наверное, ключевая рекомендация к «чтению» любого произведения искусства – это по возможности не торопиться, а смотреть более внимательно: поближе, подальше, изменить угол наблюдения. Мне всё это кажется довольно простым, а как воспринимают искусство другие люди, мне сложно судить.

Фото: Елена Кочева

Это был знак

– У любой площадки, на которой проходит выставка, есть свои правила и свой шарм. Какие отношения у вас сложились с пространством кукольного театра?

– Я первый раз здесь выставляюсь. У меня до этого не было такого опыта. Просто однажды я пришла на какую-то премьеру в этот театр и увидела, что в фойе висят две картины Байрама Саламова, как раз тоже приуроченные к премьере, в каких-то венецианских мотивах, если я не ошибаюсь. И я подумала: «Если он может, значит, и я могу!» Все театры разные. У моей хорошей подруги – художницы Ольги Курильцевой – была выставка в «Колесе», но, чтобы её посмотреть, мне пришлось её искать, поднимаясь на галерею. Здесь в этом плане проще: заходишь в фойе – и вот она, выставка. И первые две мои персональные выставки тоже когда-то стартовали в театральном центре.

– Мне кажется, это можно считать своеобразным знаком свыше. У вас же тоже одна из выставок была посвящена Венеции.

– Да, «Внутренняя Венеция». Она у меня, к сожалению, была показана только один раз, в краеведческом музее (Тольяттинский краеведческий музей. – Прим. авт.) в начале 2022 года. Потом случились новые ограничения по ковиду: сначала детей перестали пускать, потом ещё какие-то новые обстоятельства возникли. Сейчас эта выставка находится на переоформлении, проходит некую «перезагрузку», и я планирую её показывать ещё.

Просмотров: 2450
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей