Доцент центра дизайна ТГУ, коллажист Марина Шилехина: «Преподаватель конкурирует со всем миром»

Студенты между собой называют её МС. И дело не только в инициалах – Марина Сергеевна. «Эм-си» (Master of Ceremony) – ведущий вечеринки, на котором держится вся тусовка. Те, кто знает Марину Шилехину, подтвердят: она совершенно необычный преподаватель, постоянно куда-то мчится, ведёт за собой студентов, устраивает эксперименты и словно вовсе не боится показаться неидеальной.

Марина Шилехина. Фото из личного архива

Марина Шилехина – доцент центра дизайна Тольяттинского государственного университета (ТГУ), художник-коллажист, дизайнер. В ТГУ пришла работать 16 лет назад, и сегодня она уверена: преподаватель должен сделать так, чтобы учёба стала для студента захватывающим приключением. Частью этого приключения становятся участие в фестивалях и конкурсах, исследовательские поездки, подготовка выставок. За один только этот учебный год Марина Шилехина сделала со студентами две выставки для разных городских площадок.

Она и изучение города будущими дизайнерами каждый раз превращает в приключение. В основе её авторской методики обучения студентов работе со средой – семиотический подход, где город рассматривается как некий культурный код, состоящий из знаков и символов. Используя разнообразные «ключи» из области культурологии, социологии, психологии и этнографии, студенты этот код учатся расшифровывать, чтобы лучше понимать городскую среду и быть способными её менять.

Обо всех трудностях и радостях этой совместной исследовательской работы Марина Шилехина даже написала стендап, с которым выступила на образовательной конференции «Дизайн-выходные» в Суздале, а затем и в Тольяттинском краеведческом музее на городских творческих мастерских.

И словно желая окончательно разрушить привычный образ преподавателя, подёрнутый флёром солидности, Марина Шилехина примерила на себя роль актрисы. С конца 2022 года она играет в спектакле «Фрида» тольяттинского театра «Секрет» одну из главных ролей. Играет и создаёт коллажи прямо на сцене.

«Тольяттинский университет» встретился с Мариной Сергеевной, чтобы поговорить о профессии преподавателя в нынешнее время, о студентах, страхах, экспериментах и о том, как точно не надо делать дизайн.

С разрешения редакции публикуем полный текст интервью.

Отрывок из стендапа Марины Шилехиной «Пять стадий принятия города»

Я препод. Не преподаватель, а именно препод. Ну преподаватель, когда заходит в аудиторию, говорит:

– Здравствуйте, студенты. Сегодня тема нашей лекции...

А препод... а препод – он не заходит в аудиторию, он влетает. Потому что он мимо пробегал и вспомнил, что у него сегодня лекция. Студенты в шоке, он тоже. Дальше происходит непереводимый диалог о том, почему так рано начинаются пары и в чём вселенский смысл этой несправедливости.

Так вот, я тот самый препод. В целом у меня всё хорошо. Преподаю уже более десяти лет в лучшем универе нашего города. Погуглите, кто не в курсе. Почти не выгорела. Выгораю каждую весну, но к сентябрю, как птица Феникс, возрождаюсь и лечу к своим птенцам на крыльях любви... и ненависти.

Но есть у нас один семестр, когда, залетая в аудиторию, я объявляю тему семестра – «Город». И тут главное – вовремя увернуться.

«Когда появилась свобода, страх пропал»

– Я убеждена, что преподавание – творческая специальность, во многом даже сценическая. Задача педагога – привлечь внимание, зародить в студентах желание вступить в диалог. Это очень конкретный навык, который близок к актёрскому мастерству.

– Как получилось, что вы пришли в преподавание?

– Мне было двадцать восемь лет, я многое уже перепробовала в профессии и вообще не думала преподавать. Но однажды я встретила своего бывшего преподавателя Татьяну Николаевну Минсафину. Она предложила мне прийти к Елене Викторовне Шлиенковой, которая на тот момент возглавляла кафедру дизайна в Тольяттинском госуниверситете, а в прошлом была моим любимым преподавателем. Думаю, если бы не она, я бы даже не стала рассматривать для себя такую возможность, как работа в высшей школе. А кроме того, Елена Викторовна очень умеет убеждать и заряжать своей энергией. Идя к ней на разговор, я пребывала в плену стереотипа, что преподаватель – это тот, кто сам мало что умеет на практике. Но это заблуждение быстро рассеялось.

Первые лекции были очень нервные, я испытывала страх и колоссальный стресс. Порой выходила с пар и плакала. Думаю, мне помог мой опыт занятий в театре «Секрет», куда я в своё время отходила несколько лет. Постепенно появилась уверенность, я перестала бояться сказать, что чего-то не знаю, и предложить студентам вместе подумать над ответом. Когда появилась эта свобода, страх пропал.

– Сколько времени на это ушло?

– Сложно было первые несколько лет. Со студентами, кстати, я быстро нашла общий язык. Но надо же было ещё доказать свою состоятельность на кафедре. У нас работал большой и сильный коллектив. Чтобы доказать, что я что-то могу, сначала пошла в Школу наставничества. В итоге с разработанным курсом «Межпрофессиональные коммуникации» заняла первое место. Это как-то меня обозначило. Потом стала активно участвовать в профессиональных конкурсах. Всем студентам советую: если вам трудно доказать себе и другим, что вы профессионал, ищите внешнее подтверждение.

Например, я подала заявку на участие в международном биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Это самый крутой конкурс графического дизайна, в котором участвуют профессионалы со всего мира. Каким-то чудом я оказалась в числе победителей. С тех пор мне стало немножко всё равно, когда меня критикуют. Кроме того, я выбрала дизайнеров, мнение которых мне важно. Так, дизайнер Стефан Загмайстер (дизайнер с мировым именем, обладатель множества наград, двукратный лауреат «Грэмми». – Прим. авт.) на одном из мастер-классов для победителей конкурса сказал: «Если ты делаешь дизайн и не хулиганишь, ты не дизайнер». Мне это так понравилось! Нельзя создавать дизайн с серьёзным лицом. То же самое в преподавании. Учёба для студента должна стать захватывающим приключением.


Работы студентов первого курса центра дизайна ТГУ – участники городской выставки «Театральный плакат»


«Сегодня не складывается, завтра сложится»

– Когда вы идёте на творческие эксперименты – это всегда риск. Вы выходите на сцену, и это ставит вас в уязвимую позицию. Студенты могут увидеть, что у вас что-то не получается. В то время как статус преподавателя предполагает положение: немножко на пьедестале. После премьеры «Фриды» у вас не возникло сложностей во взаимоотношениях со студентами?

– Это не помешало точно. Они были в шоке, узнав, что я играю в спектакле, но после премьеры сказали мне: «На вашем примере мы видим, что при желании в этой жизни можно попробовать всё». При этом я прекрасно осознаю, что играю не как профессиональная актриса. Я живой человек, такой же, как все, и могу ошибаться или чего-то не уметь. Надеюсь, этим я даю понять ребятам, чтобы они не боялись пробовать.

Однако тема соблюдения дистанции со студентами у меня горящая, тут вы правы. Сегодня с утра я отругала дипломников, раздала им дедлайнов, а после мы вместе поели суши. Для меня всё это непросто. Проще держать всё время одну дистанцию, но тогда и жизни не будет. Этот навык я в себе отрабатываю – отойти, приблизиться, снова отойти. Кроме того, четвёртый курс – это уже коллеги, мы вместе сделали несколько выставок, между нами сложились доверительные отношения, так что в какой-то момент можно нарушить субординацию и вместе поесть суши. Но я так делаю не со всеми. С первым курсом дистанция больше, они смотрят на меня ещё как на учительницу.

Регулировать дистанцию непросто, особенно когда мы со студентами едем в другие города на конференции или изучать городскую среду. Тут надо чётко отслеживать, чтобы тебя не сделали своей подружкой.

– Вы всем своим студентам предлагаете такие поездки?

– Уже нет. В поездках очень важен высокий уровень доверия друг к другу и уверенность, что никто не подведёт. У меня был негативный опыт, с тех пор я езжу только с проверенными и ответственными студентами.

– Которые, наверное, могут показаться любимчиками. Не возникает ли ревности у других студентов?

– Бывает. Я стараюсь за этим следить. Со временем приучила себя ни на ком не ставить крест, даже если вижу, что человек ничего не делает. Всё равно ждёшь, что однажды он начнёт работать. Иногда это действительно случается. И тогда важно сразу это желание подхватить, поощрить. Человек счастлив, что ты в него веришь, и начинает работать ещё больше. Я всем своим студентам говорю: «Я люблю тех, кто работает». Нравится мне студент как человек или нет, не имеет значения. Если он трудится, он мне подходит. Я буду уделять ему больше времени, чем студенту классному, общительному, но ленивому.

– А что делать, когда отношения не складываются? Оставить студента в покое и пусть как-нибудь доучивается?

– Жизнь переменчивая. Сегодня не складывается, завтра сложится. Твоя задача – не ставить точку. Ты говоришь себе: «Хорошо, будем пробовать ещё». Преподаватель работает с людьми. По сути, с тонкой душевной организацией другого человека. Тем более студенты – совсем молодые люди, они только формируются. Если мы про это забываем и даём только знания, значит, не ту профессию мы выбрали. Тогда лучше учебники писать. Преподаватель не имеет права накричать, оскорбить. Можно подшутить, но всё равно постоянно проверяешь, не обидел ли ненароком. Тут как у медиков – главное, не навредить.

 

«Студент в тебе сомневается, он тебя проверяет»

– Как вы решаете, какой проект запускать в работу с той или иной группой дизайнеров? Исходите из того, к чему они готовы, или следуете своему плану?

– Прежде всего, я исхожу из темы семестра. Чтобы проект состоялся, должны совпасть несколько условий: это должно быть нужно для обучения, нужно миру и должно увлекать меня. Давая дисциплину «Экспозиционный дизайн» дизайнерам среды на третьем курсе, я хотела, чтобы ребята попробовали создать экспозицию в реальности. И в этот момент центр «Голосова, 20» предлагает нам сделать выставку в своём пространстве. А дальше я оцениваю, потянут это ребята или нет. Поэтому важно, чтобы в группе был костяк студентов, которым ты доверяешь. С этим курсом я делала выставку первый раз, и ребята справились, хотя это была небольшая группа. В итоге выставка арт-объектов «Не тот сценарий» получилась просто космическая.

Студенты в процессе подготовки выставки «Не тот сценарий»

С нынешним четвёртым курсом графических дизайнеров за время обучения мы сделали целых три выставки – классных, городских. Это очень много. В группе есть несколько человек, которые будут работать при любых обстоятельствах, хоть ночью. Это проверенные люди, которых я считаю своими единомышленниками.

– Им на смену кто-то идёт?

– Я очень надеюсь на первый курс, с которым мы сделали в марте выставку театрального плаката. Для выставки студенты разработали более пятидесяти плакатов к спектаклям театра «Секрет». Хорошие ребята на втором курсе, у них я веду пары по проектированию. Вообще, все студенты хорошие. Просто с ними надо работать, верить в них и дать время раскачаться. Какие-то группы более активные, какие-то – менее, но плохих нет. Возможно, кто-то со мной поспорит, но я считаю, что отношения между студентами и преподавателем – всегда ответственность педагога.

У меня бывали конфликты с ребятами. Два года назад несколько нынешних четверокурсников сказали мне в лицо, что им ничего не нравится, перечисляя претензии по пальцам. Я вышла из кабинета, не понимая, что мне делать дальше. Отношения – это процесс. Не бывает так, чтобы все четыре года студент тебя любил. Он в тебе сомневается, он тебя проверяет. Ты только подумаешь, что всё хорошо, а он тебе: «Не хорошо, вы вообще не то делаете». Помню, тогда мой сын мне сказал: «Если тебе студенты открыто выразили своё недовольство, значит, они верят, что ты услышишь. Это круто».

– И как всё разрешилось?

– Почти сразу после этого я сделала с ними очень крутую выставку. И именно на тех ребят, которые высказали мне свои претензии, я возложила много ответственности, предложила им возможность самим выбирать, как и что будет на выставке. Но и в себе я кое-что поправила. Тогда шёл ковидный год, а обучать дизайнеров в дистанционном режиме очень сложно. Видимо, они действительно многого не понимали и нужно было объяснять по-другому. Плюс целых полгода я не вела у них «Проектирование», а это основной предмет. На это время они выпали из моей зоны видимости, с ними что-то происходило. Тот разговор был болезненным, но нужным. Если бы он не случился, я бы не стала более внимательной и всё бы только ухудшилось. Сейчас это мой любимый курс.

 

«Нужно иметь свою фишку»

Мир стал другим. У многих ребят друзья учатся на других кафедрах и рассказывают, что происходит в Вышке, что в РАНХиГСе. Студенты это слушают и сравнивают с тем, как учатся они. Так что ты конкурируешь не с преподавателями твоей кафедры или соседнего вуза, ты конкурируешь со всем миром. Это непросто. Нужно иметь свою фишку – то, что студенты могут получить только на твоих занятиях.

– Ваша фишка – методика обучения студентов тому, как работать с городской средой, – получила большой отклик в Суздале на «Дизайн-выходных», так что вы даже завели телеграм-канал «Семиотика города с МС».

– Я завела его, чтобы хотя бы время от времени фиксировать то, что мы делаем со студентами. Эту идею подали ребята из других вузов, когда подходили ко мне и спрашивали: «Где можно читать о вашем способе изучения города?»

Иногда кажется, что ты одинок в своих попытках изменить город. Конференции, подобные «Дизайн-выходным», показывают, что на самом деле эта тема волнует дизайнеров в самых разных городах. Это окрыляет меня и становится важным для студентов. Потому что когда им предлагаешь нестандартное обучение, они могут думать: «Что-то вы, Марина Сергеевна, навыдумывали». Например, я знакомлю студентов с методикой дискурсивного моделирования Галины Лола. Она о том, как создавать образ дизайн-продукта. Методика очень сложная, но важная и вписывается в мой подход. Кроме меня, у нас на кафедре её больше никто не даёт. И вдруг на «Дизайн-выходных» подходят ко мне студенты из других вузов и говорят: «Мы тоже любим Лолу с её методикой». Мои ребята получают подтверждение, что я не самодурствую, а предлагаю им для изучения передовые вещи.


Исследование города в аудиториях и «в полях»


«Сопротивляются все»

– В какой момент появилось желание вести ребят для обучения за пределы университета?

– Во время первой бионической практики мы со студентами поехали под Сызрань на три дня с палатками. Там особая экосистема, реликтовые растения. Мы изучали, делали наброски. У нас была пленэрная исследовательская практика. Я её с удовольствием вела три или четыре года подряд.

Время спустя я начала писать кандидатскую диссертацию «Культурное пространство современного города и его формирование средствами дизайна», фокус моего внимания сместился на эту тему. Общаясь со студентами, я поняла, что они живут в Тольятти, но почти ничего о нём не знают. Некоторые ребята даже в Комсу (Комсомольский район Тольятти. – Прим. авт.) ни разу не ездили. А между тем, дизайнеры работают с городом, с его историей, смыслами. Да, мы не Москва, у нас не актуальная визуальная культура. Но тогда мы должны изучать то, что есть, и пробовать менять культуру. Я стала вести ребят в город, чтобы они его узнавали, учились понимать и в итоге могли качественно работать с городской средой.

– В своём стендапе «Пять стадий принятия города» вы говорите о классической пятёрке реакций: отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, принятие – когда вы предлагаете студентам изучать город. Неужели это происходит каждый раз, с каждым курсом?

– Мы вчера со студентами вышли на прогулку, и я говорю: «А пойдёмте в Портпосёлок пешком». «Пешком?!!» – воскликнули они прямо фразой из стендапа. Кто-то быстрее принимает неизбежное, кто-то дольше, но сопротивляются все. Если к этому времени между нами уже сложились доверительные отношения, тогда проще. Но я заметила, что сегодняшним студентам выйти куда-то за пределы университета в принципе тяжело. Возможно, потому что ребята привыкли сидеть дома, учиться дистанционно. Мне первый курс недавно говорит: «Марина Сергеевна, сегодня магнитные бури, сильно двигаться нельзя». Я была в шоке.

И если боги скажут да, мы всё-таки все встретимся у забытого богом «Сатурна». Он реально выглядит как заброшка. Но я... я-то насмотрелась на фото его молодости и теперь гляжу на него с восхищением. И знаю, что уже скоро все эти зумеры будут любить его как отца родного. Главное – сломать игру. Мы сразу поднимаемся по лестнице, из которой уже выпало пол-лестницы. Зачем? Именно с этого ракурса начинают проявляться крутые ритмы фасада «Сатурна». И студенты начинают это видеть...

– Тот факт, что вы сами себя называете преподом, меня очень удивил. За этим словом стоит какое-то несерьёзное отношение к профессии.

– Слово «препод» я умышленно использовала в стендапе, чтобы снять пафос. Серьёзность, как и ответственность, бывает настоящая и наносная. Псевдоответственность – когда человек придаёт себе слишком много важности, а это вредит любому делу. Она создаёт излишнюю дистанцию и мешает процессу. Студент будет бояться подойти и задать вопрос. Если я себя ставлю выше другого и общаюсь с позиции «кто ты такой?», диалога не будет. Поэтому у меня на парах люди смеются, много разговаривают, спорят. На занятиях должна быть жизнь, только так может получиться что-то интересное.


– Что вы запланировали сделать со студентами в ближайшее время о городе и для города?

– Пока я стараюсь себя притормозить. В этом году у меня семь дипломников, максимум своего внимания я буду уделять им. Все дипломные работы – практико-ориентированные, создаются под конкретного заказчика или предлагают некие решения для города. Например, одна из студенток в рамках своего диплома разрабатывает городскую сувенирную продукцию в партнёрстве с Тольяттинским краеведческим музеем. Другая дипломница делает ребрендинг для творческого пространства «Голосова, 20». Третья прорабатывает идею фестиваля визуальной культуры города от центра дизайна ТГУ. 29 июня состоится открытая защита дипломов, приглашаю всех желающих.

А летом я приглашаю всех на прогулки по Тольятти. Меня часто просят рассказать о городе так, как я рассказываю это студентам, и я решила провести исследовательские прогулки для горожан в формате урбан-скетчинга, то есть городских зарисовок. Это как раз то, что мы делаем со студентами летом, – выходим на улицы и рисуем город, изучаем его. Всех, кто захочет присоединиться, я проведу по определённому маршруту. Мы сделаем быстрые зарисовки видовых точек. Художественного образования или специальных навыков не требуется. Каждый сможет стать городским исследователем, я в этом помогу. Через метод городских зарисовок мы будем входить в контакт с Тольятти – общаться с его улицами, домами, объектами и фиксировать на бумаге свои переживания.

Более подробно об урбан-скетчинге – в телеграм-канале Марины Шилехиной

Просмотров: 4180

Читайте также:
1 - 3 из 286
Страницы:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей