Выпускник ТГУ Иван Борисов: «Когда машина зарычала, я прослезился...»
21 марта 2021

Выпускник Тольяттинского государственного университета (ТГУ) 2009 года, технический директор компании Qualived (Санкт-Петербург) Иван Борисов был одним из тех, кто вошёл в первый состав команды SPC Formula ТГУ. Об опыте, который получают участники проекта «Формула Студент», о навыках, необходимых для успешного карьерного роста, он рассказал в интервью Молодёжному медиахолдингу «Есть talk!».

«Преподаватели задали вектор профессионального развития»

– Интерес к автомобилям проявили ещё в школе?

– Вы удивитесь, но нет. В школьные годы практически не интересовался автомобилями и автомобилестроением. Даже не всегда мог поддержать разговор с друзьями о том, какие машины круче. Меня больше интересовала химия.

– Тогда чем был обоснован выбор инженерного направления подготовки в вузе?

– В 2004 году я окончил школу. Большой альтернативы у тольяттинских выпускников в выборе вуза не было. Юноши прекрасно понимали, что у Тольяттинского госуниверситета есть и приличный бэкграунд, и хороший профессорско-преподавательский состав. Получив инженерную специальность в ТГУ, можно было рассчитывать на будущий профессиональный рост.

Вообще я хотел работать в нефтехимической отрасли. Поэтому подавал документы в Самарский государственный аэрокосмический университет имени Королёва (ныне Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва. – Прим. ред.). По количеству набранных баллов на вступительных испытаниях проходил на бюджет и в аэрокосмический, и в ТГУ. Правда, в обоих вузах на специальность «Обработка металлов давлением». В этом выборе последнее слово осталось за моим отцом, который сказал: «Какая разница, где учиться одной и той же специальности? Оставайся в Тольятти». Так я стал студентом Тольяттинского госуниверситета.

– Чем запомнились годы учёбы в ТГУ?

– Студенческую жизнь вспоминаю с большой теплотой. Мне нравилось учиться. У нас были молодые преподаватели, которые дали хороший объём информации, задали вектор в профессиональном развитии. Отмечу, что зачастую нам давали знания, напрямую не касающиеся нашей специальности, например компьютерное моделирование. Но именно это очень помогает мне сегодня в работе.

Конечно, самые яркие воспоминания – от участия в проекте «Формула Студент». Я вошёл в него в 2008 году. Фактически тогда была сформирована первая команда формулистов ТГУ.

«Мы поняли, что способны на многое»

– В 2008 году о том, что такое «Формула Студент» и чем занимаются студенты в рамках проекта, никто ничего не знал. Почему вас заинтересовал проект?

– О проекте я узнал, как и многие ребята, из объявления на кафедре. «Формулу Студент» в ТГУ курировал Александр Викторович Скрипачёв – директор института машиностроения ТГУ. Он настоятельно рекомендовал успевающим в учёбе и разбиравшимся в технике студентам стать участниками проекта. Мне было любопытно.

Это был нестандартный проект, который полностью захватил нас. Мы проводили в мастерской дни и ночи, в какой-то момент я просто начал жить в университете. Проект, если хочешь добиться успеха, требует полной самоотдачи. Случайных людей в команде не было. Все на своих местах. Кто-то приходил только ради сдачи курсовой работы. Но такие не приживались у нас и быстро исчезали. Здесь ты либо понимал: «Да, это моё!», либо сразу уходил.

«Формула Студент» – международный образовательный проект, основанный в США Society of Automotive Engineers (SAE, Сообщество автомобильных инженеров) для формирования инженерного мышления у студентов. Первые соревнования в рамках проекта состоялись в 1978 году на базе Хьюстонского университета (США) и первоначально назывались «SAE Mini Indy».

Суть проекта: за один год команда, собранная исключительно из студентов, проживает полный жизненный цикл автомобилестроительной компании, производящей спортивные автомобили особого класса мелкой серией. Болид должен быть построен в соответствии с техническим регламентом проекта, который обновляется каждый год. Поэтому участники учатся выполнять творческую работу, соблюдая конкретные технические требования.

– По сути, вы осваивали неизвестную территорию?

– Если честно, мы ничего не знали о том, как конструировать гоночный автомобиль. Вообще никакого понимания не было! Сейчас можно легко найти информацию о «Формуле Студент» в интернете. А в 2008 году данных было очень мало. Мы собирали их из любых возможных источников. Кроме того, с нами работали кураторы. Один из них – Сергей Леонидович Синельников (главный дизайнер Волжского автозавода с 1997 по 2001 год, дизайнер компании «Русдизайн». – Прим. ред.). С ним детально разбирали, как создавать автомобиль, какие подразделения, каких специалистов задействовать в процессе производства, как выстраивать между ними коммуникации.


Собственно, суть проекта «Формула Студент» в том, чтобы сформировать силами университетской команды мини-производство, которое полностью воспроизводило бы бизнес-процессы настоящего предприятия. Будущие инженеры ещё в студенчестве должны быть погружены в ежедневные будни специалистов, чтобы понять, с чем им придётся столкнуться в профессиональной сфере.

– Помните тот момент, когда машина, спроектированная вашей командой, поехала?

– Конечно, это нереальные эмоции. Мы с ребятами три ночи провели в гараже. Готовили автомобиль к первой презентации в Москве, куда нас пригласила команда формулистов МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. – Прим. ред.). До того момента ни разу не запускали двигатель, просто установили его на болид. И вот первый раз завели машину, услышали, как она зарычала, тронулась с места и проехала несколько метров на площадке за корпусом института машиностроения. Просто слёзы наворачивались! Когда пилот команды сделал несколько кругов, все ребята были невероятно счастливы. Мы поняли, что способны на многое, если сумели собрать автомобиль, который поехал.

– Вы следите за выступлениями команды Тольяттинского госуниверситета Togliatti Racing Team, которая участвует в студенческих инженерно-спортивных соревнованиях «Формула Студент» всероссийского и международного уровня?

– Да, смотрю, как развивается проект, каких успехов достигла команда. И безумно горжусь ребятами! Они переосмыслили многие идеи, о которых задумывались ещё мы, у них больше информации о том, как проектировать болид. Но в то же время они работают по строгим регламентам, чтобы была возможность участвовать в соревнованиях. Рад, что участникам Togliatti Racing Team удаётся воплощать свои проекты и представлять Тольяттинский госуниверситет на мировом уровне.

В настоящее время Formula Student – это проект Высшей инженерной школы – стратегического проекта Программы развития ТГУ. Участники проекта занимаются конструированием гоночных болидов (команда Togliatti Racing Team); лодок на солнечных батареях (команда Togliatti Solar Team); мотоциклов с электродвигателем (команда Smartmoto Challenge Team).


«„Формула Студент“ – гарантия профессионализма инженера»

– Что вам дал проект «Формула Студент»?

– Я научился многозадачности, научился не пасовать перед трудностями, работать в команде. «Формула Студент» – это великолепная школа для любого специалиста, не только инженера. Во время студенческой практики мы сталкивались, казалось бы, с невыполнимыми задачами, и справлялись с ними. Так что теперь я спокойно отношусь к любым нововведениям, к проектам разного уровня сложности. Всё можно решить. Нужно только ответственно относиться к делу, которым занимаешься.

– Общаетесь с участниками вашей команды SPC Formula ТГУ?

– После окончания университета жизнь развела нас по разным предприятиям, даже по разным городам. Но мы продолжаем созваниваться, даже участвуем в совместных коммерческих проектах. Постоянно на связи с Семёном Корсаковым – специалистом по электронике автомобиля и PR-менеджером SPC Formula ТГУ, Ильёй Ганюшкиным – нашим капитаном, Артуром Герасимовым, Михаилом Понизовым.

– В какой сфере деятельности вы заняты сейчас?

– Несколько лет я работал в компании «Мастер-Сервис» в Санкт-Петербурге. Занимался поставками и внедрением измерительных систем и метрологического оборудования. Недавно со своими партнёрами открыли компанию Qualived, где я являюсь техническим директором. Занимаемся поставками измерительного оборудования и программного обеспечения для 3D-сканирования и моделирования. Также оказываем комплексные услуги по проектированию и изготовлению кастомных автомобильных изделий.

– То есть всё-таки соприкасаетесь с автомобилестроением?

– Я не занимаюсь конструированием и сборкой автомобилей. Но мне приходится бывать на автопредприятиях, в том числе и зарубежных, по рабочим вопросам. Заметил, когда упоминаю о том, что я был участником команды «Формула Студент», многие иностранные специалисты проникаются уважением, и переговоры проходят легче. За рубежом принадлежность к проекту «Формула Студент» – это некий отличительный признак для инженера, гарантия его мастерства и профессионализма.

– В этом году Тольяттинский государственный университет отмечает 70-летие. Что вы пожелаете альма-матер?

– В первую очередь процветания и стабильности. Также желаю университету продолжать удерживать статус одного из ведущих вузов Поволжья по подготовке специалистов технических направлений подготовки.

Знаю, что сейчас перед ТГУ стоят большие задачи, связанные с реализацией различных федеральных программ и проектов. Уверен, команда вуза сможет их решить.

Материал впервые опубликован в газете «Тольяттинский университет» № 7 (825) от 17.03.2021 г.

Просмотров: 184
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей