«Говорим о науке». Лекция 3. Определяем тип научно-популярного выступления
7 августа 2022

Молодежный медиахолдинг «Есть talk!» представляет перевод отдельных лекций YouTube-курса «Говорим о науке» (Talking Science) популяризатора науки Грега Фута. Как привлечь внимание аудитории к вашим научным исследованиям? Как создать интересную историю об этом и сделать её понятной? Как правильно «доставить» этот контент целевой аудитории, используя разные медиаплощадки? Об этом Грег Фут в живой и яркой манере рассказывает на курсе «Говорим о науке», посвящённом научно-популярной коммуникации.

Перевод выполнен Андреем Нестеровым, выпускником кафедры «Теория и практика перевода» гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета. Полностью курс Грега Фута можно посмотреть на YouTube.


На первых порах в «дивном новом мире» популяризации довольно тяжело решить, как именно вы будете просвещать.

Вариантов достаточно: вести блог, записывать подкасты, выступать в различных заведениях типа клубов по интересам, участвовать в обсуждении актуальных тем на фестивале науки или оформить стенд и представить свой проект на днях открытых дверей.

Выбор формы выступления – последний из трёх главных вопросов, на которые вы должны ответить перед написанием текста. В предыдущих видео мы говорили о мотивации и аудитории. Теперь настало время решить, с каким «вкусом» будет ваш научпоп. Я подготовил четыре вопроса, которые помогут определиться с решением. Но начнём мы с другого: я попытаюсь рассмотреть все возможности научно-популярной деятельности.

Можно вести блог, параллельно создавая контент для личного сайта. Да, с одной стороны, вы главный редактор, но с другой – вам придётся самостоятельно заниматься продвижением. Ещё один вариант – присоединиться к групповому блогу. Trowel Blazers, например, ведут четыре женщины, занимающиеся археологией, геологией и палеонтологией. Блог побольше – The Cosmic Shambles Network – включает в себя контент, который делают Робин Инс, Хелен Черски, Дин Бернетт и другие.

Можно попробовать себя в научной журналистике, создавая тексты для СМИ. Всё это спокойно совмещается с исследовательской деятельностью. Как попасть в эту сферу, а также плюсы и минусы работы на фрилансе я рассмотрю позже.

А вдруг вам больше нравится устная форма? Тогда подумайте об участии в трансляциях. Вы можете, скажем, вести программу на радиостанции или комментировать события на телеканалах, помогать в создании контента на регулярной основе или даже заниматься своим проектом. Кроме того, не стоит забывать о YouTube и подкастах, где можно продвигать собственный контент или участвовать в других проектах.

Помните: когда я говорю о трансляциях, то не всегда имею в виду работу комментатора или ведущего. Вы можете только писать тексты или продюсировать, уже тем самым внося огромный вклад.

Предпочитаете быть лицом к лицу со своей аудиторией? Тогда вам подойдут лекции, панельные дискуссии, дебаты и мастер-классы. Почему бы не создать полноценное шоу с реквизитом, освещением и декорациями, которое наряду с прямыми трансляциями является самой захватывающей формой научного общения? Однако одним умением рассказывать не отделаешься. Нужно уметь выступать.

Что ещё? Например, социальные сети. Это простор для научно-популярной деятельности и отличный инструмент, чтобы поведать о научных разработках. Есть ещё музейные проекты, выставки, участие в создании обучающих приложений – всего и не перечислить.

Что же выбрать? У каждого инструмента свои сильные и слабые стороны. Чтобы помочь вам определиться с выбором, я подготовил четыре вопроса.

 

Какое средство массовой информации больше всего подходит для достижения моих целей?

И дело не в личном вкусе или опыте работы с конкретной социальной сетью. Подумайте, какие СМИ лучше всего подойдут для достижения вашей цели или, что более вероятно, одной из ваших целей. Просто хотите, чтобы вас услышало максимально возможное количество людей? Тогда делайте выбор в пользу трансляций. Важно не столько количество, сколько личное общение с каждым? Обратите внимание на мастер-классы. Насколько сложным вы хотите сделать своё сообщение? Демонстрация, например, привлечёт большое внимание, пробудит интерес и подарит эмоции, но с её помощью очень трудно донести сложные идеи. Для таких случаев подойдёт продолжительная беседа или объёмный текст.

 

Какое средство массовой информации позволит добиться максимального охвата моей целевой аудитории?

Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны знать свою аудиторию. Об этом мы говорили ранее. Какой контент интересует вашу аудиторию? Что они читают, смотрят, слушают? Какими социальными сетями пользуются? В каких обсуждениях с удовольствием приняли бы участие? Если вы можете определить, какие связанные с наукой темы их интересуют, будет замечательно. Ваша аудитория вообще не интересуется наукой? Не проблема – всегда можно найти связь между их интересами и вашим исследованием.

 

Где мне удобнее всего работать?

Отвечая на этот вопрос, вы должны трезво оценить ваши интересы и опыт. Да, со временем можно научиться всему, но начинать лучше там, где удобно. Не стоит начинать с YouTube и телевидения, если вы боитесь камер. Благо существует множество способов поделиться своими открытиями. Тем не менее стоит задуматься о том, чтобы развивать и другие навыки. Я работал со многими учёными, которые сначала наотрез отказывались сниматься. К концу мастер-класса они харизматично бросали эффектные реплики прямо в камеру. Поэтому не стоит вычёркивать из списка то, что вы ещё не попробовали.

 

На использование какого средства массовой информации у меня хватает ресурсов?

Любая научно-популярная деятельность требует времени. Но сколько времени – это уже зависит от выбора площадки. Да, вы потратите немало часов на написание текста к выступлению, но создать сценарий, отснять материал, отредактировать его, загрузить – всё это требует ещё бóльших ресурсов. Организация простой демонстрации, показывающей выталкивающую силу воды, не займёт столько времени, сколько, например, та же демонстрация, но с использованием балластных цистерн подводных аппаратов. Социальные сети, конечно, бесплатны, но чтобы начать, построить сообщество и поддерживать его на плаву, требуется значительное количество ресурсов. Поэтому ответьте на вопрос: сколько времени вы готовы посвятить этой затее?

Время – деньги. Последние тоже имеют свою ценность. Поможет ли ваше учреждение с реквизитом, релокацией, если вы начнёте, например, новый проект, связанный с подкастами? Можно ли рассчитывать на внешнее финансирование? Рассматривать ли вам возможность сотрудничества с другими специалистами: художниками-иллюстраторами, методистами, профессиональными популяризаторами науки?

Популяризация знаний – сфера огромных возможностей, для описания которых не хватит времени. Вопросы выше помогут сузить выбор. Основная ваша задача состоит в том, чтобы выбрать подходящие средства массовой информации, которые позволят охватить вашу целевую аудиторию и достичь именно вашей цели.

Просмотров: 939
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей