Репетиция начинается! Как фестиваль «Премьера одной репетиции» ставит творческие эксперименты

Осенью 2021 года в театре юного зрителя (ТЮЗ) «Дилижанс» стартовал юбилейный тридцатый сезон. Начинал свой путь «Дилижанс» как любительский театр. Сейчас это не просто ТЮЗ с оригинальным и узнаваемым стилем, но и отдельное культурное явление, уникальная площадка для реализации новых идей и экспериментов.

«Премьера одной репетиции» – ежегодный фестиваль «Дилижанса». Его участники – актёры театра и молодые режиссёры со всей России. Они приезжают в Тольятти, чтобы за неделю поставить спектакль и сразу же показать его публике. Особенности фестиваля для зрителя – возможность увидеть, как рождается спектакль, принять участие в открытых обсуждениях, оценить работы творческих коллективов и увидеть актёров вне их сценических образов.

Как возникла идея «Премьеры одной репетиции»? Какие перемены пережил фестиваль за 12 лет? Каким будет тринадцатый фестиваль? Обо всём этом рассказывает художественный руководитель театра «Дилижанс» Виктор Мартынов в первом выпуске совместного проекта Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» и театра юного зрителя «Дилижанс». Усаживаетесь поудобнее, репетиция начинается!

Кабинет Виктора Мартынова, художественного руководителя театра «Дилижанс», можно пройти тремя большими шагами: книжный шкаф, несколько стульев в ряд и компьютерный стол. Наверно, так бы выглядела каморка Папы Карло, если бы он был худруком современного театра. Только вместо полотна с очагом – небольшое прямоугольное окно в зрительный зал. Так что стоит Виктору Валентиновичу повернуться, и он сможет увидеть, как на сцене воплощаются его идеи.

– У вас очень просторно, – шучу я и улыбаюсь Мартынову.

– Просторно?! – в ответ усмехается он.

Кажется, разговор у нас заладится.

Акт I. Виктор Мартынов: «Я ничего не менял, я строил заново»

Театр «Дилижанс» был основан в 1992 году режиссёром Татьяной Вдовиченко и театральным педагогом Ириной Мироновой. Тогда труппу театра составляли старшеклассники и студенты. Если заглянуть в афишу того времени, можно увидеть спектакли «Сказки дядюшки Тик-Так», «Кот в сапогах», «Без Чехова», «Последняя попытка» и «Кошка, гулявшая сама по себе».

В 1994 году молодым актёрам выпал шанс пройти обучение у народного артиста СССР, профессора Зиновия Корогодского. Учились ребята в Тольятти, а в Питер ездили дважды в год, на сессии. Параллельно с учёбой студенты продолжали ставить спектакли. Среди них – «Жестокие игры», «А поутру они проснулись», «Восточная сказка» и дипломная работа «Маленькие трагедии». Так из самодеятельного театра «Дилижанс» стал профессиональным.

Но нулевые встретили «Дилижанс» не радостно: театр переживал скитания в поисках здания, отсутствие государственного финансирования и заработных плат... Ситуация стала критической, когда в 2007 году вместе с ведущими актёрами «Дилижанс» покинула одна из его основателей, художественный руководитель и постоянный режиссёр Татьяна Вдовиченко. Тогда-то на сцену и вышел Виктор Мартынов.

Виктор Мартынов стал художественным руководителем «Дилижанса» в 2008 году, и к тому моменту был хорошо знаком с закулисной жизнью театра. Он пришёл в этот коллектив ещё в 1993 году в качестве звукооператора, но уже через год пополнил актёрскую труппу. С 1994 по 2000 годы вместе с остальными актёрами обучался у Зиновия Корогодского. В 2008-м сам начал преподавать – на кафедре актёрского мастерства Волжского университета имени Татищева (ВУиТ). Поэтому, когда Виктор Валентинович возглавил «Дилижанс», у него уже была команда молодых актёров, режиссёрский и преподавательский опыт.

Виктор Мартынов:

– Я ничего не менял, я строил заново. Единственное – на той же территории, что был и старый «Дилижанс» [проспект Степана Разина, 8], на той же материальной базе – со светом, звуком, с костюмами, несколькими людьми старшего и младшего поколений... То есть не совсем с нуля. Дальше всё шло постепенно, по кирпичику.

С Виктором Мартыновым у театра началась новая жизнь. Труппа пополнилась новыми актёрами, появилась молодёжная театральная студия, а сам театр получил поддержку Комитета молодёжи и департамента культуры мэрии г. о. Тольятти. Так «Дилижанс» медленно, но верно начал колесить по новой, ещё незнакомой дороге.

 

Сцена первая. Фестиваль драматургии

В конце нулевых из-за недостатка финансирования театр мог выпустить одну-две премьеры за год. В то время на сцене «Дилижанса» можно было увидеть спектакли «Мымрёнок» (2008), «Маленькие трагедии» (2009), «Гримёрная» (2009) и «Возвращение Питера Пена» (2010).

Виктор Мартынов:

– Для актёров такой режим работы очень вреден – ты попадаешь в творческий застой. Если твоя роль в спектакле небольшая, чем ты будешь заниматься целый год? Скучно, неинтересно. В 2010 году, когда возникла идея проведения фестиваля, мы столкнулись с тем, что нам нужно срочно обновлять репертуар. Поменялся полностью состав, некоторые детские спектакли мы восстановили. Тогда мы уже находились в Комитете молодёжи и нам нужен был репертуар молодёжной направленности – интересный и экспериментальный.

Поэтому по инициативе Виктора Мартынова в 2010 году появился «Фестиваль одноактной драматургии». Он длился три дня, с 24 по 26 февраля, проводился бесплатно и без партнёров. Он-то и положил начало «Премьере одной репетиции».

Тогда правила были очень простыми: актёры театра выбирали одноактную пьесу и сами ставили по ней спектакль. В каждой постановке участвовало минимальное количество актёров, спектакль длился примерно час и был простым в плане декораций. На первом фестивале было представлено четыре работы: «Баба» и «Слепые» актрисы и режиссёра Екатерины Тагировой (Зубаревой), «В открытом море» Екатерины Мироновой, «Предложение» Ирины Храмковой (победитель). Все эти работы вошли в репертуар театра.

Одна из особенностей фестиваля – зрительское голосование. «Мы решили, что работы получаются неплохие. Почему бы их не пропиарить? А давайте-ка мы пригласим зрителя и позволим ему решить, какая из этих работ достойна жить дальше», – добавляет Виктор Мартынов. Первыми зрителями фестиваля стали всего четыре человека. Тогда лучшую постановку выбирали по количеству проданных билетов, брошенных в специальную урну для голосования. В последующие годы зрителям будут выдавать отдельные бланки для голосования, где можно отметить понравившийся спектакль или актёра.

Виктор Мартынов:

– Мы провели этот фестиваль, и стало очень интересно в таком режиме существовать – в лабораторном. Получается, что актёры заняты работой, причём они занимают себя сами. И мы решили организовать фестиваль во второй раз.

 

Сцена вторая. Внешние творческие коллективы

Однако продолжать дело порой становится труднее, чем начинать его: всегда важно в этот раз сделать лучше, чем в предыдущий. Вот и Виктор Мартынов признаётся, что второй фестиваль был немного слабее: труппа «Дилижанса» успела подготовить только две работы, правда, обе они вошли в репертуар. К тому же тогда у театра уже не было обязанности ставить молодёжный репертуар. «Каждый брал то, что считал близким и важным», – замечает Виктор Мартынов. На втором фестивале были представлены спектакли «Венский стул» Екатерины Тагировой (победитель) и «Немой официант» режиссёра Андрея Антипенко.

Ещё один плюс второго фестиваля – именно тогда он начал привлекать другие творческие коллективы. Для актёров гостевая программа фестиваля – это возможность подсмотреть творческие находки у других артистов, а для зрителей – оценить постановки других театров. Первым таким «гостем» стал тольяттинский режиссёр Виктор Давыдов со студенческим театром «Чемодан», затем – экспериментальный театр «Инако». В последующие годы во внеконкурсную программу войдут постановки уже иногородних театров: «Школа Драматического Искусства» (Москва), «Цехъ», «Особняк» и Karlsson Haus (Санкт-Петербург), «Мастерская» (Самара) и другие.

 

Сцена третья. Новое название, «Превращение» и эксперты

Фестиваль менялся. Если раньше в афише театра «Дилижанс» могли оказаться все работы (независимо от призового места), то с третьего фестиваля (2012 год) наименее удачные постановки отсеивали. Тогда творческую программу составили четыре работы, из них три вошли в репертуар: «Зима» Дмитрия Марфина (победитель), «Черепаха Маня» Ирины Храмковой и Дмитрия Марфина и «Что случилось в зоопарке» Михаила Суслова и Дмитрия Марфина.

Тогда же фестиваль впервые получил небольшое финансирование. «Фестиваль всегда собирает с миру по нитке», – с иронией замечает Виктор Валентинович. Сегодня фестиваль существует за счёт грантов, помощи попечителей и партнёров, среди которых Фонд «Духовное наследие» имени С. Ф. Жилкина, общественный деятель и благотворитель Вера Прокопенко, корпорация «Тольяттиазот», администрация города Тольятти, Министерство культуры Самарской области, Союз театральных деятелей России и другие.

Четвёртый фестиваль (2013) для театра стал прорывным. Во-первых, изменилось название. Его предложила режиссёр театра «Вариант» Галина Швецова-Скрипинская. «Ей был интересен лабораторный формат фестиваля, и она ходила на все показы. Как-то раз она сказала: „У меня есть такое название интересное, хотите я вам его дам?“. Я говорю: „Конечно, хочу! Классное название!“» – добавляет Виктор Мартынов.

Четвёртая «Премьера одной репетиции» раскрыла талант Екатерины Зубаревой как режиссёра. Её спектакль «Превращение» по одноимённой повести Франца Кафки стал победителем фестиваля, был награждён тремя премиями регионального конкурса «Самарская театральная Муза – 2013» и победил в номинации «Лучший спектакль» на II Международном фестивале «Театромагия». Впоследствии приз за лучший спектакль на «Премьере...» почти всегда будет доставаться Екатерине Зубаревой: «Плаха» (2015), «Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают» (2016), «Ганди молчал по субботам» (2018). Исключение составляют лишь «Ночь после выпуска» Леонида Дмитриева (2014) и «Долорес Клейборн» Анны Митрофановой (2017).

Другим нововведением четвёртого фестиваля стало приглашение на просмотры экспертов – режиссёров тольяттинских театров. Среди них были Вадим Домбровский (театр кукол «Пилигрим»), Владимир Хрущёв («Колесо»), Галина Швецова-Скрипинская («Вариант»).

Виктор Мартынов:

– Профессионалы начинали разбирать въедливо, в деталях, докапываясь до каждой мелочи. Я своими глазами видел, с какими лицами сидели зрители, слушая разборы профессионалов, им становилось интересно. Они понимали, что какие-то вещи не увидели, с чем-то были согласны, но не могли это сформулировать. Где-то происходили даже столкновения между зрителями и экспертами. На фестивале рождались живые эмоции.


В последующие годы экспертами фестиваля будут театральные критики: Оксана Кушляева (Санкт-Петербург), Алексей Пасуев (Санкт-Петербург), Анастасия Иванова (Москва), Кристина Матвиенко (Москва), Анна Ильдатова (Москва) и Ксения Аитова (Самара).

 

Сцена четвёртая. Сайт-специфик и «Как сделать зомби в домашних условиях»

Даже театральному искусству, которое можно назвать «высоким», иногда необходимо спуститься с небес на землю и обратить внимание на тренды. С девятого фестиваля (2018) «Премьера одной репетиции» стала тематической. Каждый год организаторы выбирают темы, которые отвечали бы интересам театра. Так, лейтмотивом девятого фестиваля стала современная драматургия для детей и подростков, его девиз – «Выйти из себя!». С одной стороны, создатели фестиваля хотели привлечь подростковую аудиторию, с другой – выйти за пределы театральной сцены (это характерное для современного, «нового» театра направление называется «сайт-специфик»).


Все спектакли актёры ставили вне театральных пространств. Постановку Дмитрия Марфина «Два» зрители могли увидеть в автобусе второго маршрута. В финале зрители символично подъезжали к «Дилижансу». В автобусе была музыкальная группа, а сам режиссёр читал стихи. Моноспектакль «Исповедь пирата» Константина Ткаченко проходил в парковом комплексе имени К. Г. Сахарова, на берегу озера. Постановка «Макаки, пицца и деструкция» Екатерины Мироновой и Ирины Храмковой состоялась в школе, «Вдох-выдох» Екатерины Федощук играли на заднем дворе театра. Работу Екатерины Зубаревой «Ганди молчал по субботам» поставили в одном из торговых центров у эскалатора. Этот спектакль и стал победителем девятого фестиваля «Премьера одной репетиции».

Кстати, в то время, когда актёры «выходили из себя» на разных городских площадках, в камерном зале театра состоялись читки тольяттинских драматургов. По итогам зрительского голосования лучшей работой стала пьеса Сергея Давыдова «Как сделать зомби в домашних условиях». «Это был очень интересный опыт, но он единственный в своём роде. Подобное может произойти один раз и всё. Повторить это очень сложно», – подытоживает результаты эксперимента в формате сайт-специфик Виктор Валентинович.

 

Сцена пятая. «Режиссёрская лаборатория»

Юбилейная, десятая «Премьера...» (2019) состоялась под соответствующим девизом: «В десятку!», а её темой стала «Современная режиссура». Появился новый формат «Режиссёрская лаборатория» – фестиваль открылся и для молодых режиссёров. Всего за неделю им предстояло познакомиться с театральным коллективом, воплотить на сцене свою задумку в виде «черновика» спектакля (эскиза) и показать его зрителю на второй фестивальной неделе. Ежегодно на «Режиссёрскую лабораторию» приходит в среднем 60–70 заявок. Основные критерии отбора – принадлежность пьесы к интересам театра «Дилижанс», уникальность режиссёрского видения и актуальность.

Виктор Мартынов:

– Этап отбора замысла остаётся, но происходит в интернете. Мы объявляем на своих ресурсах конкурс заявок, режиссёры со всей страны связываются с нами, присылают пьесы и подробно описывают замысел. Я эти заявки читаю, изучаю и выбираю лучшие пять. Потом эти пять режиссёров приглашаются на фестиваль. Они приезжают, неделю ставят спектакль, потом показывают его на фестивальной неделе.

Изменение формата фестиваля произошло из-за творческого истощения актёров. Ежедневные показы, обсуждения, репетиции не только фестивальных работ – «Премьере...» было необходимо вдохнуть свежие идеи и существенно обогатить творческую программу.

Первыми иногородними режиссёрами фестиваля стали Александр Серенко из Санкт-Петербурга (поставил спектакль-победитель «Спасти камер-юнкера Пушкина»), Артём Устинов из Самары («За белым кроликом») и московские режиссёры Ольга Румянцева («Гроза») и Александра Ловянникова («Утка в луже»).


 

Акт II. Виктор Мартынов: «От переизбытка работ могут страдать только актёры театра „Дилижанс“»

На диктофоне – 1 час 20 минут разговора. Но вопросы ещё остаются.

Фестиваль проходит в очень насыщенном режиме. Конечно, здесь можно быстро «выгореть». Может, кто-то не хотел больше участвовать в фестивале? Не справлялся с нагрузкой?..

– Насчёт «не хотел» – не помню, потому что всё всегда было добровольно. Я имею в виду – с режиссёрской точки зрения. Если делаешь проект, делаешь его добровольно.

А актёры?

– А актёр подневольный, извините, это его работа. Но опять же – не помню, чтобы было нежелание что-либо делать. Ведь все актёры в стране страдают главным образом от чего? От нехватки работ. Не от переизбытка. От переизбытка работ могут страдать только актёры театра «Дилижанс» (усмехается). Серьёзно. У нас работы больше, чем людей, как всегда. И опять же – благодаря фестивалю.

Наверное, это большой стресс?

– Конечно, это огромный стресс. Разногласия – да, куда же без них, особенно в конкурсной составляющей. Тысячу раз актёрам говорю, что это – «игрушка» для зрителей. Нас фестиваль обогащает уже своим фактом существования, своими работами. Но внутренняя конкуренция всё равно есть. Все эти номинации – «Лучший актёр», «Лучшая актриса», «Лучший режиссёр», «Лучшая постановка» – они, конечно, ударяют по эго. На прошлых фестивалях были и нервные срывы. Люди вкладывают в свои работы очень большие силы и на что-то надеются, но голосуют не за них. Это обидно. Но до серьёзных конфликтов не доходило.

В формате «Режиссёрская лаборатория» участники фестиваля должны поставить спектакль всего за неделю. Все режиссёры укладывались в эти сроки?

– Нет варианта «не уложиться в сроки». Показ в любом случае состоится. Если режиссёр сдастся, скажет, что у него ничего не получается, тогда что? Тогда Виктор Валентинович берёт в свои руки и доводит до показа. Такого не может быть, чтобы показа не было.

И все актёры успевали учить реплики?

– Учить реплики – не самое сложное. Гораздо сложнее найти интересный образ. Даже с точки зрения текста. Допустим, в спектакле, где действует много персонажей, у каждого актёра совсем немного текста. Или другой случай – например, постановка «Спасти камер-юнкера Пушкина», которая почти моноспектакль. Там у Кости Федосеева действительно большой текст, который только на репетициях не выучишь.

А сколько текста было в спектакле «Блонди»!..

– Но там всё-таки он поделён на четырёх актрис. В стандартном спектакле всегда один и тот же объём текста. Например, в спектакле «Морозко» тринадцать страниц. Это один акт.

Для наглядности Виктор Валентинович берёт несколько листов на своём столе и продолжает:

– Если это моноспектакль, то все эти тринадцать страниц ты говоришь один. Если мы играем спектакль вдвоём, – он убирает из основной стопки несколько листов, – у тебя уже шесть с половиной страниц. Если вчетвером, – убирает ещё несколько листов, – у тебя при общем объёме уже три странички.

Да, разница есть...

– Огромная разница. Но там, где у тебя три страницы, ты, возможно, даже не приступишь к изучению текста. Ты можешь всё выучить уже в процессе репетиции, на сцене. И лучше всего, кстати, текст учится именно в действии, когда слова накладываются на взаимодействие.

 

Сцена шестая. Пандемия и «Карамазовы»

Театр как явление на своём веку пережил немало войн, эпидемий и катаклизмов. Поэтому и то-чего-нельзя-называть не остановило «Дилижанс». Правда, одиннадцатый фестиваль (2020) пришлось перенести на осень. Вполне символичен и его девиз: «Снимаем ограничения!». Впрочем, ограничения, конечно, были: маски, социальная дистанция, заполняемость зала 50 %... Но и в этом «Дилижанс» отличился: чтобы зрители не занимали некоторые места, на креслах разместили портреты известных советских и российских театральных деятелей – драматургов, актёров, режиссёров.

Темой одиннадцатого фестиваля стало «Актёрское мастерство в современном театре». С 3 по 9 сентября 2020 года зрители увидели пять конкурсных работ от режиссёров Москвы и Санкт-Петербурга и две работы из гостевой программы. Победителем стал спектакль «Карамазовы» Евгении Колесниченко из Санкт-Петербурга.

 

Сцена седьмая. Сами себе «гости» и дети в экспертном совете

Двенадцатый фестиваль (2021) состоялся летом, также с учётом ограничений. На этот раз «Дилижансу» стали интересны спектакли для детей. Девиз – «Театр нового поколения». Интересным решением стало включение в состав экспертов детей. Школьники Дмитрий Орлов и Матвей Вечканов в конце каждого спектакля вместе с остальными экспертами высказывали мнение об увиденном.


Необычны были сами работы. Некоторые постановки, заявленные как спектакли для детей, были совсем не детскими. Так, работа Яны Селезнёвой «Мой дедушка был вишней» затрагивает тему принятия смерти близкого человека. В эскизе Анны Бесчастновой и Евгении Потаповой «Чук и Гек» вместо известной новогодней истории Аркадия Гайдара о проделках двух братьев зрители увидели другую: повзрослевший Чук вспоминает их с матерью путешествие в горы к отцу и уже умершего брата Гека. Спектакль Анны Потаповой «Дети Медеи» переосмысляет древнегреческую легенду и переносит её в современный мир. Теперь эта история о маленьких Медее и Ясоне, переживающих развод родителей.

Победителем двенадцатого фестиваля стал тольяттинский режиссёр Алёна Савельева со спектаклем «Такие правила». Театр намекнул, что возьмёт в репертуар и постановку «Мой дедушка был вишней», которая стала победителем онлайн-голосования. Она адресована уже более взрослым юным зрителям.

 

Сцена восьмая. Чем удивит XIII фестиваль «Премьера одной репетиции»?

Предстоящий тринадцатый фестиваль «Премьера одной репетиции» состоится с 20 по 26 июня 2022 года. Его тема – «Режиссёр и театральный художник». К участию приглашаются творческие дуэты из режиссёра и художника со всей России. На этот раз будут отобраны четыре лучшие заявки. Можно предположить, что тринадцатый фестиваль будет отличаться не только неординарными режиссёрскими подходами, но яркими костюмами и декорациями. Летом зрителям будут представлены не только спектакли новой «Режиссёрской лаборатории», но и спектакль гостевой программы «Двенадцатая ночь» (Никитинский театр, Воронеж). Постановка трижды номинирована на премию «Золотая маска» 2022 года.

«Премьера одной репетиции» – неотъемлемая часть культурной жизни города Тольятти. За 12 лет на фестивале были представлены более 70 проектов от театра «Дилижанс» и других творческих групп. Вошли в репертуар «Дилижанса» более 20 постановок. И если на первом показе первого фестиваля было всего четыре зрителя, то с шестого фестиваля все показы проходят при полных залах (2000 человек). За всё время фестиваль посетило больше 20 тысяч зрителей. Из планов развития на ближайшее будущее – повышение статуса до межрегионального фестиваля, увеличение финансирования и вхождение в список российских театральных фестивалей.

– Каждый из зрителей «Премьеры одной репетиции» находит что-то своё. Лично для меня он важен тем, что позволяет актёру выйти за пределы своего амплуа, поработать с материалом, с которым он не будет соприкасаться в рамках репертуара. Виктор Мартынов интересуется всем новым в театре – пьесами, тенденциями, именами. Соответственно, он ведёт за собой аудиторию, а не идёт у неё на поводу. Если идёшь своим путём, гнёшь свою линию – ты всегда интересен окружающим, – говорит о фестивале театральный критик, заведующий литературной частью Молодёжного драматического театра Вячеслав Смирнов.

– «Премьера одной репетиции» – подарок для нашего города. Идея, придуманная Мартыновым и его командой, хороша не только для театрального сообщества, но и для зрителей. У них есть возможность высказаться на тему увиденного спектакля и проголосовать за лучшую постановку. Благодаря этому фестивалю становится всё больше зрителей, которые уже профессионально смотрят на спектакль. С каждым фестивалем аудитория расширяется, интерес к нему огромен! Я думаю, что город должен быть просто благодарен за то, что этот фестиваль живёт, что он приносит новые темы, что приезжают молодые талантливые режиссёры, драматурги и эксперты. Это всё становится для города таким центром притяжения, – отмечает режиссёр театра «Вариант» Галина Швецова-Скрипинская.

Вместо занавеса

Задаю Виктору Мартынову последний вопрос:

Опишите фестиваль «Премьера одной репетиции» тремя словами. Какой он?

Художественный руководитель задумывается. Наконец, отвечает:

– Открытый, ищущий, свободный.

 

...Иду после интервью и думаю, как же фестиваль «Премьера одной репетиции» способен изменить Тольятти? Театр не перекрасит серые «панельки» в яркие цвета, не подстрижёт когтистые ветви деревьев, не вывезет мусор из дворов и парков... Но театр меняет самих зрителей: делает их интереснее, свободнее, внимательнее к чувствам других, добрее, наконец.

 

Автор благодарит за помощь в создании материала и предоставление фотоматериалов коллектив театра юного зрителя «Дилижанс»

 

Фото: Дмитрий Осинов

Редакторы: Любовь Гапеева и Марина Орлова


Просмотров: 1189
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей