«Премьера одной репетиции»: дневник фестиваля. Сокращённые «Карамазовы»

Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Сергей Сызганцев завершает рассказ о конкурсной программе ежегодного фестиваля «Премьера одной репетиции», состоявшегося в театре юного зрителя «Дилижанс». Седьмой выпуск дневника посвящён спектаклю «Карамазовы», в котором одно из величайших произведений мировой литературы представлено в новой неожиданной форме.

8 сентября

Трагический стендап Евгении Колесниченко «Карамазовы» по роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» стал последним, пятым спектаклем в конкурсной программе фестиваля. В эскизе приняли участие Олег Андюшкин, Пётр Зубарев, Константин Ткаченко, Павел Зотов и Александр Кудрявкин.

«Карамазовы» – сценическая интерпретация одного из самых известных романов мировой литературы. В центре сюжета – история взаимоотношений безрассудного «приживалы» Фёдора Карамазова с тремя его сыновьями – Дмитрием, Иваном и Алексеем. И хотя рождены они были от разных женщин, внутри каждого из них бушует одинаково страшная сила и жажда власти, передавшаяся от отца. Но смогут ли братья потушить пламя внутри себя, прежде чем оно сожжёт в них остатки великодушия? И было ли в них великодушие вообще?..

Произведения Достоевского известны особым психологизмом, раскрытием тёмных сторон личности человека. Режиссёр спектакля «Карамазовы» Евгения Колесниченко попыталась сделать, казалось бы, невозможное – перенести восьмисотстраничный роман на сцену и уложиться в часовой хронометраж, при этом сохранив тему и идею произведения писателя.

В спектакле почти нет декораций: стол, белая скатерть, несколько стульев. Но каждый из этих предметов важен. Например, белая скатерть. Сидя за столом вместе с сыновьями, Фёдор Карамазов время от времени обходил вокруг Дмитрия, Алексея и Ивана, окутывая их скатертью, словно паук, плетущий свою паутину. Так при помощи предмета зрителю в символичной форме показывается авторитарное влияние жестокого отца на своих детей.

Нельзя не отметить потрясающую игру актёров, в особенности Олега Андюшкина, который исполнил в спектакле главную роль – Фёдора Карамазова. Он смог воплотить в себе все авторитарные черты героя.

– Мне кажется, это уже завершённый спектакль. Очень сложно поставить на сцене часовую историю по такому огромному роману. Когда в театре ставят спектакль по объёмному произведению, очень часто оставляют только его часть. Здесь работа получилась законченной, мы увидели всех главных героев этой истории, – поделилась своими впечатлениями заведующий литературной частью театра «Дилижанс» Елена Кабилова.

Конечно, «Карамазовы» – сокращённый – и очень сильно – вариант романа. Из всего произведения Достоевского Евгения Колесниченко взяла самое основное и интерпретировала историю в новом жанре – трагический стендап. Каждый актёр выступал у микрофона, обращаясь к зрителям и рассказывая историю своей жизни в нестандартной для классического произведения форме.

– С романом Достоевского «Братья Карамазовы» я столкнулась буквально в этом году. Мой знакомый должен был пробоваться на роль Ивана Карамазова и, чтобы ему помочь, я за неделю прочитала роман. Мне показалось, что произведение, безусловно, отвечает сегодняшнему дню. Ещё была необходимость разговора со зрителем в более современной и прямой форме – поэтому я и выбрала жанр трагического стендапа, – рассказала режиссёр.

Трансформация жанров оказалась ненапрасной – после финальной сцены хочется узнать, что же будет дальше, – и это несомненное достоинство постановки, одной из задач которой было заинтересовать как подготовленного зрителя, знающего содержание романа, так и тех, кому ещё только предстоит познакомиться с историей семьи Карамазовых.

Дневник фестиваля. Часть шестая. «Чангара Зангези пророк»

• Дневник фестиваля. Часть пятая. «Блонди»

• Дневник фестиваля. Часть четвёртая. «Фантом Марины Кудряшовой»

• Дневник фестиваля. Часть третья. «Сад наслаждений»

• Дневник фестиваля. Часть вторая. «Постучавшись в небесную дверь»

• Дневник фестиваля. Часть первая. «Комната Герды»

Просмотров: 711
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей