«Премьера одной репетиции»: дневник фестиваля. «Блонди» – счастливы, но несвободны

Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Сергей Сызганцев продолжает вести дневник ежегодного фестиваля «Премьера одной репетиции», который состоялся в театре юного зрителя «Дилижанс» уже в одиннадцатый раз. В новом выпуске дневника – рассказ о противоречивой, структурно нестандартной, затрагивающей темы женской природы и законов театра постановке «Блонди».

6 сентября

Спектакль «Блонди» режиссёра Николая Бермана по пьесе белорусского драматурга Дмитрия Богославского стал третьей конкурсной работой фестиваля «Премьера одной репетиции». Роли исполнили Ирина Храмкова, Ирина Шугаева, Екатерина Зубарева, Марина Агапова и Андрей Пономарёв.

В спектакле рассказывается о четырёх щенках собаки Гитлера по кличке Блонди. Они находятся в тесном и душном бункере, без доступа к свежему воздуху, солнцу, теплу, еде и воде.

– Я предложил именно эту пьесу, потому что по ходу действия становится понятно, что история совсем о не собаках, а о женщинах, женской природе и законах театра. Это такой большой эксперимент на тему того, что такое «театр», как он возникает и как устроен, – рассказал Николай Берман.

«Бункер. Полтора на полтора на полтора метра. Тесно. Жарко». Снова и снова некий «режиссёр» повторяет одну и ту же фразу. Он сидит в зрительном зале, склонившись над листами бумаги, и время от времени переводит взгляд на сцену. А там, на сцене, спорят, танцуют, плачут и смеются четыре актрисы, выполняющие любые требования «режиссёра».

Постановку отличает нестандартная структура повествования – «спектакль в спектакле». Зрители получают возможность не только следить за развитием сюжета, но и узнать, как создаётся спектакль и из каких элементов он состоит. Все ремарки и авторские дополнения, которые обычно можно найти в тексте пьесы, озвучиваются «режиссёром».

Эрма, Селма, Хенрике и Илса, с одной стороны, – четыре щенка, закрытые в коробке и глотающие дозы цианида, который почему-то не убивает их, а, наоборот, действует во благо. С другой – это четыре сильные женщины, с противоречивыми характерами, желаниями и мечтами. Подобно тому, как создатели постановки стирают границы между двумя спектаклями, исчезают разграничения между животными и людьми.

Находясь в бункере с ограниченным запасом еды, воды и воздуха, герои обретают счастье и стараются жить в полную силу. Они смеются и плачут, ссорятся и мирятся, танцуют и поют, говорят об одиночестве и его значении для каждого из них, устраивают выборы президента бункера... Парадоксально, но в ограниченном пространстве они чувствовали себя более свободными и счастливыми, чем в огромном, открытом для них мире. «Пока дверь была закрыта, пока мы ждали, у нас была... а теперь?.. Нет ничего – ни благости, ни счастья, ни свободы. Теперь ничего нет...», – говорит Эрма, глядя в открытую дверь бункера.

Противоречиво Николай Берман подходит к интерпретации темы фашизма. По словам Дмитрия Богославского, фашизм меняется, подобно современному миру, приобретает новые формы, и задача человечества в том, чтобы не допустить повторения истории. Четыре щенка – четыре «всадника апокалипсиса», пишет в своём дневнике Людвиг Штумпфеггер. Записи лечащего врача Гитлера «режиссёр» озвучивает зрителям; из них становится понятно, что запертые в бункере животные представляют собой символы фашистской идеологии. И всё же это – щенки, не реагирующие на цианид живые существа, которые каким-то образом могут уничтожить человечество: «Остаётся только одно: мне необходимо понять, как навсегда удержать эту силу заточённой в небольшой коробке, чтобы ни один взгляд не упал на неё, чтобы ни одна рука не коснулась её», – пишет Людвиг в дневнике.

– Для меня важной в спектакле оказалась ситуация «запертости» в бункере. На одном обсуждении Дима Богославский говорил, что Беларусь пока не готова выйти из бункера. Удивительно сегодня это слушать. Мне кажется, что эта история про какую-то негативную ситуацию, в которой кто-то находится и думает, что ищет выход. И когда он его находит, не понимает, что с этим делать – настолько уже смирился с нахождением в бункере, – рассказала о своём понимании спектакля член экспертного совета XI фестиваля «Премьера одной репетиции» Ксения Аитова.

 

Просмотров: 774
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей